Быть осознанным в отношении будущего — способность, которая нужна каждому человеку. Сейчас группа исследователей из Томского государственного университета, Университета Рио Гранде до Норте и Высшей школы экономики занимается адаптацией методики для измерения осознанности будущего на русскоязычной и бразильской выборках. Рассказываем подробно, что такое осознанность будущего, как ее развивать и как помочь ученым в адаптации инструмента. Его можно будет применять для саморазвития, а также в исследовательских целях.
Александра Фахретдинова
Автор статьи: Александра Фахретдинова, магистр психологии НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, доцент Институт образования НИ Томского государственного университета, приглашенный исследователь-преподаватель Федерального Университета Рио Гранде до Норте (Бразилия)
Анна Лебедева
Соавтор исследования: Анна Лебедева, доцент, старший научный сотрудник Департамента психологии НИУ ВШЭ
Содержание:
Сегодня все чаще говорят о концепции VUCA-мира. VUCA — это акроним, объединяющий четыре характеристики: volatility — изменчивость; uncertainty — неопределенность; complexity — сложность; ambiguity — неоднозначность. В VUCA-мире способность думать о будущем становится не просто желательной, а необходимой. Люди сталкиваются с технологическими прорывами, климатическими вызовами и социальными трансформациями, которые требуют не только реакции, но и проактивного мышления.
Способность не просто предвидеть, но и осмысленно формировать будущее ученые называют осознанностью будущего (Futures Consciousness). Это навык, который помогает людям прогнозировать возможные сценарии, а также принимать обоснованные решения, влияющие на долгосрочное развитие.
В XX веке исследования восприятия будущего фокусировались на ориентациях на будущее (готовность учитывать последствия действий) и открытости будущему (уверенность при неопределенности, принятие будущего). Однако до сих пор не было уделено достаточно внимания понятию осознанности будущего. Оно более широкое и включает системное восприятие себя, своего окружения и бытия в целом, а также осознание собственного влияния на события в прошлом, настоящем и будущем. В 2018 году эта концепция была разработана группой финляндских и швейцарских ученых, а также переведена на многие языки.
На данный момент в российском контексте, с научной точки зрения, тема и методика разрабатываются впервые. Идет адаптация инструмента измерения данного конструкта параллельно на российской и бразильской выборках.
Концепция осознанности будущего включает в себя пять ключевых компонентов:
1. Перспектива времени — понимание того, как события прошлого влияют на настоящее и будущее, а также способность думать на шаг вперёд.
2. Вера в собственное влияние (субъектность) — осознание, что наши решения и действия формируют завтрашний день.
3. Открытость к альтернативам — готовность рассматривать различные варианты будущего и адаптироваться к изменениям.
4. Системное восприятие — понимание сложных взаимосвязей между различными сферами жизни, от технологий до экологии.
5. Забота о других — осознание того, как наши решения могут повлиять на общество и будущие поколения.
Осознанность будущего — не врожденное качество, а навык, который можно развивать и совершенствовать на протяжении всей жизни. Это подтверждается тем, что она включает в себя ряд когнитивных/ментальных и поведенческих компонентов, каждый из которых поддается тренировке. Можно привести в пример умение плавать. Сначала это кажется сложным и невозможным, но с практикой движения становятся автоматическими и человек уверенно держится на воде.
Формирование навыка осознанности будущего можно сравнить с плаванием сначала в бассейне, потом в небольшом озере, а потом и на открытой воде в океане — везде разные условия, но само умение совершенствуется. Если целенаправленно работать над составляющими навыка осознанности будущего, то это позволяет лучше ориентироваться во времени, планировать и достигать целей, несмотря на то, в каких условиях — «бассейне» или «океане» — человек находится.
В основе осознанности будущего лежит способность мыслить о будущем не как о чем-то абстрактном и отдаленном, а как о пространстве возможностей, которое мы можем активно формировать. Это требует развития ряда взаимосвязанных умений:
Многие современные проблемы — от изменения климата до экономических кризисов — требуют долгосрочного мышления. Развитие осознанности будущего помогает людям принимать решения, учитывающие не только сиюминутные выгоды, но и последствия на десятилетия вперёд.
Исследования показывают связь осознанности будущего с такими важными качествами, как психологическая устойчивость, самоэффективность и общее благополучие, в особенности в условиях кризисов и глобальных угроз, к примеру, COVID-19.
Кроме того, адаптируя эту концепцию для подростков, ученые обнаружили, что высокий уровень осознанности будущего связан с более высокой устойчивостью к стрессу, большей способностью адаптироваться к изменениям и даже повышенной удовлетворенностью жизнью.
Пять компонентов осознанности будущего (временная перспектива, открытость к альтернативам, ориентация на возможности, системное восприятие и забота о других) — это, по сути, аспекты глобального навыка, которые необходимо развивать комплексно. Чем лучше развиты эти компоненты, тем выше уровень осознанности будущего и, как следствие, тем эффективнее человек может управлять своей жизнью и достигать успеха.
Для расширения понимания времени и временной перспективы полезно записывать свои идеи и анализировать тренды. Развитию открытости альтернативам способствуют мозговые штурмы и анализ ситуаций с разных точек зрения. Ориентация на возможности требует постановки целей и разработки планов действий и шагов по их достижению. Контроль над будущим развивается через принятие решений и управление временем. Наконец, готовность к переменам тренируется через выход из зоны комфорта и развитие адаптивности. Все это можно развивать через практические упражнения.
Если есть настрой на развитие навыка осознанности будущего, могут помочь следующие вещи:
Можно ли измерить осознанность будущего? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала обратимся к интересному подходу к этой проблеме, который часто используют работодатели, — метод Feedforward. Его суть — в предоставлении обратной связи, сфокусированной на будущих действиях и возможностях развития. В основе метода лежит научный принцип циклов Feedforward и Feedback. Человек формирует ожидания, получает опыт, переоценивает результаты и корректирует первоначальные предположения, адаптируя свое поведение. Планируя действие, он мысленно проходит этот цикл, заглядывая в будущее (Feedforward), а по завершении анализирует сделанное, корректируя дальнейшие действия (Feedback). Задача ученых — «поймать» этот момент и оценить, насколько эффективно человек прогнозирует, исследует, оценивает и обновляет модели будущего для себя и своего окружения.
Тут как раз может помочь методика измерения осознанности будущего, русская версия которой сейчас находится в разработке. Благодаря этому инструменту, каждый имеет возможность оценить свой уровень осознанности будущего и получить индивидуальный профиль, отражающий выраженность отдельных компонентов. Например, можно часто думать о будущем, словно жить в нем (сильная темпоральная перспектива), но быть не вполне готовым к переменам (недостаточно высокая открытость к альтернативам).
Чтобы помочь ученым в адаптации методики измерения осознанности будущего на русский, необходимо пройти опрос, который займет около 15-20 минут. В ходе опроса необходимо оценить предложенные утверждения и предоставить минимальную анонимную информацию (пол, возраст, образование, профессия/род деятельности, город). Исследование полностью анонимное, любая информация будет использована исключительно в научных целях в обобщенном виде.
С любыми вопросами можно обратиться к руководителю исследования — Фахретдиновой Александре по адресу: fakhretdinova@mail.tsu.ru
Редактировала Марина Селина
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!