Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Кадр из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Кадр из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Трус – Балбес – Бывалый: эмпатия, открытость и агрессия

Командный эмоциональный интеллект трех хулиганов

В сериале IQ Media о лидерах в кинофильмах эксперт по эмоциональному интеллекту Виктория Шиманская подготовила новый разбор экранных команд. В центре внимания – знаменитый триумвират: Трус, Балбес и Бывалый из комедий Леонида Гайдая. На первый взгляд, это просто комические маски, элемент сатиры. Но классике всегда присуща глубина. И психолог сразу увидит, на чем держится этот союз разбойников.

name

Виктория Шиманская

Доктор психологии, автор методики развития эмоционального интеллекта, преподаватель практического курса Центра управления и коммуникаций НИУ ВШЭ

Асимметричная, но стабильная триада

Продолжаем психологические разборы киногероев. На этот раз перед нами не мушкетеры, не великие детективы, а троица, без которой невозможно представить советскую комедию.

Трус, Балбес и Бывалый – это не просто комические маски. Это устойчивая психологическая система, внутри которой каждый занимает четкую ролевую позицию. И именно в этом – их феноменальная узнаваемость и вечная комичность.
Эти персонажи – очень разные, неравновесные. Но эта дестабилизированная система парадоксальным образом оказывается устойчивой. Судите сами. 

Каждый герой компенсирует слабости другого: Бывалый заставляетдвигаться, Трус удерживает от катастрофы, Балбес дает легкость и фантазию. Это коллектив, где один думает, второй мечтает, третий делает. Причем они действуют заодно. Этот «механизм несовершенства» – метафора любого человеческого коллектива: в нем недостатки каждого отнюдь не исключают командной игры. 

Вместе они образуют асимметричную, но устойчивую триаду, где каждый участник восполняет недостатки других. Как команда эти персонажи дают целую палитру. У них есть:

  • эмоциональный фон (Трус),
  • творческий драйв (Балбес),
  • направленность (Бывалый).

По отдельности у каждого из комедийных хулиганов уровень эмоционального интеллекта не так уж высок. Но давайте проанализируем их персональную суперсилу.

Чувствительность, воображение и движущая сила



Автор таблицы: В.Шиманская

Трус в исполнении Георгия Вицина – это квинтэссенция тревожного, избегающего типа личности. Его мимика, сутулость, вечно зажатые плечи и робкий голос говорят зрителю больше, чем любые слова: он боится. Страшится попасть под удар, боится ответственности, опасается Бывалого. Такой человек всегда сначала думает о последствиях, стремится избегать риска и в коллективе чаще играет роль того, кто предупреждает: «Ребята, не надо».

Эмоциональный интеллект Труса проявляется в высокой чувствительности, способности считывать атмосферу и предсказывать негативные сценарии. Однако его слабое место – саморегуляция: в момент страха он парализован.

Балбес, сыгранный Юрием Никулиным, воплощает собой архетип вечного ребенка. Он живет не логикой, а образами. Его действия непоследовательны, но эмоционально искренни. Его фразы наивны, но в них – своя философия.

Именно Балбес чаще всего предлагает неожиданные и нелепые идеи, которые, как ни странно, иногда приводят к успеху. Его эмоциональный интеллект проявляется в способности быстро включаться в контакт, не держать обиды, видеть хорошее даже в абсурдной ситуации. Однако он не способен к анализу последствий и редко понимает, когда «дело пахнет керосином».

Бывалый в исполнении Евгения Моргунова – это вождь в карикатурном обличье. Об этом говорят его повадки, повелительный тон, стремление взять контроль над ситуацией, даже если ситуация – это кража арбуза. Он не столько умен, сколько прям и напорист.

Эмоциональный интеллект Бывалого минимален: он не умеет слушать, не чувствует границ, действует грубо, с нахрапом. Но он при этом – собиратель команды, мотиватор, тот, кто «заставит». В этой троице он – движущая сила, не допускающая дезорганизации.

Уроки по комедии Гайдая

Если вдруг представить, что каждый из персонажей проводит авторский мастер-класс (но, конечно, не забывать, что перед нами – отнюдь не положительные герои, и в целом учиться у них нельзя), то эти курсы будут отражением их психологических паттернов. 

  • Трус мог бы провести семинар «Как жить тревожным и не сгореть: практика мягкой устойчивости». Он рассказал бы, как избежать конфликтов, научиться говорить «нет» и при этом остаться в хороших отношениях, как жить с тревогой, не давая ей сломать себя.
  • Балбес предложил бы курс «Воображение и игра. Как сохранить креативность взрослому». Он показал бы, как использовать спонтанность в жизни и работе, как не терять вкус к простым радостям и превращать нелепые идеи в творческие находки.
  • Бывалый стал бы автором жесткого тренинга «Как продавливать цели и управлять неуправляемыми». Его курс был бы посвящен контролю, управлению хаосом и силовому достижению результата.

Присмотримся к героям. В каждом из нас есть что-то от Труса, когда мы боимся нового. Балбес – вероятно, наш внутренний ребенок, ищущий игры. А Бывалый – взрослый, требующий контроля. 

В этом и заключается главная ценность гайдаевских персонажей: они позволяют нам увидеть наши собственные крайности и посмеяться над ними! А юмор, как известно, – прекрасный способ развития эмоционального интеллекта.

Редактировала Ольга Соболевская