Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Психологическая самопомощь в Африке: кейс Египта

Диалог идей Дейла Карнеги и ислама

Египетская культура психологической самопомощи – самобытное явление, сформировавшееся на пересечении исламской традиции, западных влияний и постколониальных трансформаций. Этот феномен отражает не только психологические потребности египтян, но и социокультурные процессы в стране, отмечает в колонке цикла о зарубежных практиках психологической самопомощи социолог, исследователь психотерапевтической культуры Оксана Михайлова.

name

Оксана Михайлова

Старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Содержание:

«Колониальный товар» — самопомощь

Интерес к западной литературе по самопомощи возник в Египте еще в колониальный период, до революции 1952 года. Одним из первых текстов, переведенных на арабский язык, была работа шотландского писателя Сэмюэля Смайлса «Self Help» о важности самостоятельности и трудолюбия для достижения успеха. Эта книга стала популярной в Египте и активно продвигалась антиколониальными националистами.

Однако настоящий расцвет культуры самопомощи связан с работами американского психолога и педагога Дейла Карнеги. Его хрестоматийная книга «Как перестать беспокоиться и начать жить» была переведена на арабский язык в 1950 году, а «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» — четырьмя годами ранее. Любопытно, что в Египте по популярности лидировала именно первая книга, в отличие от США, где Карнеги известен прежде всего благодаря второй работе. 

Дейл Карнеги в исламской трактовке

Ключевой фигурой в формировании специфически египетской культуры самопомощи стал Мухаммад аль-Газали (1917-1996) — видный мусульманский ученый и активист. В 1956 году он опубликовал книгу «Обнови свою жизнь», которая представляла собой почти 260-страничный комментарий к тексту Карнеги. Это произведение можно считать первым проявлением жанра «исламской самопомощи», которая сегодня распространена по всему исламскому миру.

Аль-Газали не просто перевел или адаптировал труд американского гуру.  По его словам, он «вернул книгу к ее исламским основам». 

Ученый воспринимал работу Дейла Карнеги как отражение универсальных истин, соответствующих исламскому пониманию человеческой природы.  

Аль-Газали считал, что Карнеги и цитируемые им американские авторы интуитивно приближаются к исламским истинам. 

«Американский суфизм» и метафизическая религия

Аль-Газали называл религиозные взгляды американских авторов литературы по самопомощи «американским суфизмом». Тем самым он подчеркивал сходство между убеждениями американцев о власти разума над материей и методами нравственного самосовершенствования, которым учили мусульманские суфии.

Американская метафизическая религия, повлиявшая на Карнеги, включала такие течения, как «исцеление разумом», «новое мышление», «христианская наука», и другие религиозные течения, основанные на идее власти разума над материей, включая позитивное мышление. Метафизическая религия в США, в частности, включала веру в то, что человеческий разум, правильно сфокусированный, может общаться с высшей космической силой, через которую он может менять жизнь людей. 

Западная самопомощь на восточный лад

Важно отметить, что аль-Газали существенно переосмыслил западные идеи самопомощи в духе ислама. 

В понимании ученого, весь проект самопомощи, обычно направленный на достижение самодостаточности, переворачивается и ведет к осознанию собственной принципиальной недостаточности и зависимости от Бога. 

Западная самопомощь и психологические дискурсы обещают: «Вы можете измениться, достичь самообладания, контролировать свою судьбу, быть по-настоящему автономными». А исламская самопомощь, в версии аль-Газали, отвергает представления о том, что люди могут контролировать свою судьбу и должны стремиться к автономии. По его мнению, люди должны полагаться не на себя, а на Бога. 

Современная self-help в Египте

После публикации труда «Обнови свою жизнь» работы Карнеги стали неотъемлемой частью исламской литературы по самопомощи. Книги американского гуру неоднократно переводились в Египте, и их часто цитируют в египетских руководствах по self-help. 

Через несколько десятилетий после публикации книги аль-Газали исламский телеканал запустил 30-серийную программу о ней, состоящую из интервью с ученым, которые проводила египетская журналистка Кариман Хамза.

В современном Египте культура самопомощи существует в контексте неолиберальной экономики, которая начала формироваться в 1970-х годах при Анваре Садате и ускорилась при Хосни Мубараке. Однако важно понимать, что эта культура — не просто эффект неолиберализма, как часто утверждают исследователи. Она имеет более глубокие корни и возникла как критика антилиберальной, «высокомодернистской» идеологии постколониального египетского государства при Гамале Абдель Насере

Сочетание глобальных традиций и местной специфики

Культура психологической самопомощи в Египте отражает сложное взаимодействие между исламской традицией и западными влияниями. Она показывает, как египтяне творчески переосмыслили западные идеи в соответствии с собственными культурными и религиозными ценностями.

В условиях социально-экономической нестабильности и политических трансформаций литература по самопомощи предлагает египтянам инструменты для преодоления жизненных трудностей. Но, в отличие от западных аналогов, египетская self-help акцентирует не индивидуальную автономию человека, а его связь с Богом и сообществом.

Таким образом, культура психологической самопомощи в Египте представляет собой уникальный культурный феномен, который отражает как глобальные тенденции, так и специфические особенности египетского общества и исламской традиции.

Редактировала Ольга Соболевская