Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Почему мы устаем от принятия решений

Усталость от принятия решений — непростой феномен, который исследуют психологи и социологи. Казалось бы, это проблема в первую очередь людей, занимающих руководящие должности. Но не только, — современное изобилие товаров, услуг и возможностей способствует тому, что многие люди оказываются в состоянии перманентной усталости от принятия решений.  О том, как наступает «паралич выбора»  и что такое «перегруженность выбором» — в новой колонке Анны Фам

name

Анна Фам

Кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник, практикующий психолог, специалист по психологии выбора, процесс-ориентированный терапевт, обучающий личный терапевт ОППЛ (Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги).

Кто в зоне риска и что такое «паралич выбора»

Знакомо ли вам чувство усталости при выходе из торгового центра, где вы провели целый день, пытаясь подобрать подарок другу? Наступает ли у вас состояние замешательства и обреченности при выборе товаров из сотен однотипных позиций на маркетплейсах? Или в том случае, когда вы листаете тематическую подборку «100 фильмов для семейного просмотра», размышляя, какой же из них лучше подойдет для вечера?.. В последние десятилетия все больше людей по всему миру сталкиваются с состоянием ментального истощения, возникающего из-за необходимости делать слишком много выборов, даже если они кажутся незначительными. Особенно часто усталость от принятия решений (decision fatigue) проявляется у людей, находящихся в состоянии хронического стресса, выгорания либо перенапряжения, а также склонных к тревоге и депрессии.

Клинический психолог К.М. Мэнли и психиатр Р. Пармар, описывая характерные признаки усталости от принятия решений, указывают на ощущение «каши в голове», снижение продуктивности, чувство подавленности и безысходности, разочарование в себе и — вследствие этого — вспыльчивость и раздражительность субъекта, переживание, что он живет на пределе своих возможностей, а также склонность к избеганию задач, связанных даже с минимальной неопределенностью. Напряжение от необходимости постоянно выбирать приводит к прокрастинации, принятию необдуманных решений или так называемому «параличу выбора» (choice paralysis) — впаданию в ступор при решении даже простейших дилемм.

Почему возникает усталость от принятия решений: научный взгляд 

Феномен усталости от принятия решений начали системно исследовать в конце XX века благодаря работам американского психолога Роя Баумайстера, показавшего, что сила воли и самоконтроль являются ограниченным ресурсом, который можно израсходовать при выполнении различных задач (включая и принятие различных решений). Запас ресурсов саморегуляции можно восполнять, а также целенаправленно повышать путем постепенного развития, практики, тренировки или отдыха, но если человек расходует их без своевременного восстановления — наступает истощение эго. Получается, что чем больше выборов мы вынуждены делать — тем сложнее нам становится принимать дополнительные решения (безотносительно их значимости, поскольку на них тратится сопоставимое количество усилий).

Перегруженность выбором, или Обратная сторона изобилия 

Возникновению подобной усталости способствует и изобилие альтернатив. Мы живем в условиях, когда нам доступно множество услуг любого профиля, товаров и сервисов на любой вкус, онлайн-ресурсов для получения разноплановой информации. Обратной стороной переизбытка возможностей становится состояние перегруженности выбором (choice overload, или overchoice). Этот феномен был подробно описан американским социологом и социальным психологом Барри Шварцем в книге «Парадокс выбора: как мы выбираем, и почему «больше» значит «меньше»», опубликованной в 2004 году и быстро ставшей бестселлером. Рассматривая побочные эффекты общества потребления (в первую очередь, затрагивающие западные страны), Шварц сформулировал следующий вывод: «хотя у современных американцев больше выбора, чем у любой другой группы людей, и вследствие этого, предположительно, больше свободы и автономии, мы, похоже, не получаем от этого психологической пользы». Последовательно приводя данные десятков экспериментов из области психологии и поведенческой экономики, он показал, что чем больше у человека альтернатив, тем больше тревоги и сомнений он испытывает в процессе выбора и тем меньше удовлетворенности чувствует после (что находит отражение в том числе в переживании «раскаяния покупателя»).

В следующем материале расскажем, как защитить себя от усталости от принятия решений 

Исследование о переживаниях в процессе выбора выполняется в НИУ ВШЭ в рамках проекта гранта Российского научного фонда №23-78-10174