Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Круговорот идей в природе. Сгенерировал А.В.Хархурин с помощью системы искусственного интеллекта DALL-E.
Круговорот идей в природе. Сгенерировал А.В.Хархурин с помощью системы искусственного интеллекта DALL-E.

Откуда творческий человек берет идеи?

Креативность и дух времени

Где найти волшебный источник новых замыслов? Как сама эпоха подсказывает их — и подпитывается ими? Об этом в колонке проекта «Одиссея креативности» размышляет художник и исследователь творческого мышления Анатолий Хархурин

name

Анатолий Хархурин

Доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, директор Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций, руководитель проекта «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» в Научном центре мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Содержание:

Различать очертания изменений

Признание человеком своих психологических проблем, по мнению специалистов, — это уже половина лечения. То же самое и с креативностью. Решение проблем — это важное умение, требующее большого опыта и интеллектуальных способностей. Но намного труднее найти, обнаружить проблему. 

Художник, стоящий перед чистым холстом, поэт, склонившийся над пустым листом… Найти идею для своего творческого проекта становится первейшей и порой сложнейшей задачей. 

Откуда берутся креативные идеи? Философская концепция Zeitgeist (нем. «дух времени») описывает общие настроения, убеждения и культурные тенденции, преобладающие в определенный исторический период. 

Считается, что дух времени отражает коллективное сознание общества и проявляется в различных аспектах культуры, искусства, политики, науки и повседневной жизни. Творческие люди извлекают информацию из веяний времени и поэтому могут предвидеть (предчувствовать) изменения в общественном или политическом строе. 

Одновременные открытия

Вспомним: Александр Белл и Элайша Грей подали патенты на изобретение телефона в один и тот же день, 14 февраля 1876 года. И только из-за того, что Белл пришел в патентное бюро на несколько часов раньше, именно он получил патент, что привело к многолетней судебной тяжбе. 

A Дмитрий Менделеев и Юлиус Лотар фон Мейер одновременно разработали периодические таблицы, показывающие закономерности в свойствах химических элементов. 

Благодаря духу времени, в самый разгар «холодной войны», Невил Шют пишет в Австралии «На берегу», а Пэт Фрэнк в США — «Прощай, Вавилон». И оба описывают последствия ядерной катастрофы.

И приблизительно в то же время, несмотря на активную пропаганду демократических ценностей, опять же независимо друг от друга, Джордж Оруэлл пишет «1984», а Рэй Брэдбери — «451 градус по Фаренгейту». Обе антиутопии — о контроле в тоталитарном обществе. Они предсказали то, что с нами произошло в пандемию и после нее, когда, подтасовывая научные выводы, правительства большинства стран начали систематически нарушать гражданские права (там, где они были). 

И чем еще, если не духом времени, объяснить то, почему в восточноевропейской Праге, западноевропейском Париже, североамериканском Нью-Йорке и центральноамериканском Мехико почти одновременно в 1968 году произошли массовые восстания студентов?

Творческие люди отражают в своих произведениях дух времени, создавая работы, резонирующие с текущими социальными и культурными реалиями. Но они также создают этот дух своим творчеством. 

Чтобы понять эту идею, представим себе круговорот воды в природе. 

Сохранить в облако

Вода испаряется из океанов, морей, рек и озер, превращаясь в водяной пар. Он поднимается в атмосферу, и образуются облака. Затем вода выпадает на землю в виде осадков — дождя, снега или града. 

Дух времени — это облака, которые вбирают в себя креативную деятельность людей и которые отдают нам имплицитные знания, отражающие веяния эпохи. 

Причем вклад в Zeitgeist происходит не обязательно в форме продукта креативной деятельности, а, скорее, в самом процессе этой деятельности. Это объясняет создание произведений, которые никогда не увидит публика. 

Например, стихи на морском песке — эфемерные произведения, которые существуют всего несколько мгновений, пока их не сотрет прибой. Автор таких работ акцентирует внимание на творческом процессе, а не на результате.

В арт-хеппенинге «Broken Vessels» («Разбитые сосуды») я использовал идею эфемерности поэтического текста. Основная тема работы развивалась вокруг эгоистичного поведения людей, которое препятствует их экзистенциальному развитию. Людям даны добродетели, но они их не видят, поскольку заняты отражением своих забот — своим эго. В результате люди получают экзистенциальную пустоту. 

Разбитые сосуды и осколки смысла

Проект «Broken Vessels» призывал зрителей осознать, что эгоизм приводит к экзистенциальной пустоте, и исподволь показывал путь к духовному восстановлению.

Поэтический текст, созданный для этого проекта, был написан в виде каббалистического древа жизни, которое представляет структуру мироздания. Это композиция из десяти сфирот — десяти каналов божественного проявления, десяти архетипов состояний сознания. Каждый из них — добродетель, данная человеку свыше. Каждая строфа стихотворения представляет эту добродетель.

Стихотворение было напечатано белым шрифтом на черной бумаге, покрытой тонким стеклом для создания зеркального отражения, и располагалось на полу галереи. Таким образом, зрители вместо текста видели собственное отражение, как бы олицетворяя неспособность различать добродетели из-за собственного эгоизма. Подходя ближе для прочтения стихотворения, они наступали на стекло и разбивали его. Осколки стекла рвали бумагу со стихами, делая невозможным их прочтение. Это символизировало разрушение людьми пути к экзистенциальной наполненности. 

Стихотворение вкупе с разбиванием стекла должно было показать зрителям, что эгоизм исключает смысл из их жизни. 

https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_4nXfexatSgbMNINfdxbVshak3S0DN07NoJ8_LoNXu18LIcajhR0f7_WSOozVW_cmf_d4l_ThWvrVyXqD0jTzAKRFKQSR-9hy2XV0bZRUvOKpI1J5BLWAccjnYhTscisJxUud1StDk?key=jjUgajgm7_kfQTNJalsAGzSs
Арт-хеппенинг «Broken Vessels», представленный на групповой выставке «The Big Picture» в галерее proArt Gallery (Дубай) 2016 г. Фото А.В.Хархурина. Видео о проекте — здесь

Поэтический текст представляет собой сложную конструкцию, наполненную аллюзиями и символами и предлагающую читателю много уровней прочтения. Но, по задумке автора, этот текст не должен был быть прочитан, — зрители, разбив стекло, уничтожали стихотворение (спустя годы русская версия этого текста была опубликована в литературном журнале «Берлин. Берега», 01/2024, под псевдонимом Товий Хархур). Идея — именно в том, что значимость работы была обусловлена не конечным результатом — текстом, а процессом его создания.

Получается, что дух времени наполняется элементами креативного процесса, а не результатами творческой деятельности (ими наполняется рынок).

Цель творчества — самопознание. Рефлексия — вклад в эпоху

Помните, в одной из предыдущих колонок, посвященной природе креативности, мы говорили о творчестве как пути познания трансцендентной сущности мироздания? Познавая себя, мы познаем мир. И цель творчества (если перефразировать знаменитые строки Бориса Пастернака) — самопознание. Этот процесс обуславливает атрибут аутентичности в модели креативности «4in1», и он объясняет, как творчество вносит вклад в дух времени.

Именно саморефлексия человека во время творческого процесса является гарантией вклада в веяния эпохи. 

Добавим: и именно аутентичность творческого процесса станет водоразделом между интеллектом человека и машины. Но это уже тема следующих колонок.

Редактировала Ольга Соболевская

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции