Играя с д’Артаньяном в шахматы в знаменитом фильме о мушкетерах, кардинал описывает короля как слабую фигуру, которая «нуждается в постоянной защите». Без сомнения, Ришелье ощущает себя главным «гроссмейстером» Франции. Он цинично, уверенно и непредсказуемо ведет свои партии. Тем не менее, четверо друзей обыгрывают его. Склад ума кардинала анализирует в сериале IQ Media о киногероях-лидерах эксперт по эмоциональному интеллекту Виктория Шиманская.
Виктория Шиманская
Доктор психологии, автор методики развития
эмоционального интеллекта, преподаватель курса Центра управления и коммуникаций
Содержание:
Арман Жан дю Плесси де Ришелье, известный как Красный кардинал, — яркая историческая личность, опора Людовика XIII, политический лидер, о котором много написано и додумано. Относиться к нему равнодушно — сложно. Но о его роли в истории пусть рассуждают специалисты. Мы же поговорим о его киновоплощении.
Кардинал, сыгранный Александром Трофимовым в экранизации культового романа Дюма, предстает многослойным персонажем, который сочетает в себе утонченность, железную волю, политическую хитрость и искусство манипуляций. И все это — ради власти. Ришелье в картине — не просто жестокий интриган, но и тонкий стратег, который умело ведет игру ради достижения целей. Он ценит ум, смелость и изобретательность даже в своих противниках. И Францией управляет именно он.
Безусловно, рисуя портрет Ришелье, романист Александр Дюма сгустил краски (по его словам, история была для него лишь «гвоздем, на который он вешал свою картину»). Режиссер фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979) Георгий Юнгвальд-Хилькевич в этом подходе следовал роману. Но это отнюдь не проблема экранизации, а ее удача. Его преосвященство приковывает к себе внимание — и как политик, и как человек, и как особа, приближенная к королю и обделенная вниманием королевы. Его хочется разгадывать, считывать, анализировать.
Кейс Ришелье — наглядное свидетельство того, что главные политические партии нередко ведутся за кулисами. Таких персонажей обычно называют «серыми кардиналами».
Образ Ришелье — иллюстрация того, как мощный эмоциональный интеллект — умение считывать и управлять чувствами людей — может стать страшным оружием в руках «злодея». Кардинал обращается с людьми, как с шахматными фигурами, просчитывая за них все ходы. Он привык быть в центре политической жизни Франции и искусно направлять события в нужное ему русло. Для него власть — не просто средство, а самоцель, и он готов идти на любые жертвы ради ее укрепления.
И все же в некоторых случаях всесильного иерарха ждет отпор. Д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис начинают понимать его логику — и действовать на опережение. В итоге им удается отстоять себя.
Кардинал обладает выдающимся эмоциональным интеллектом, который позволяет ему тонко чувствовать настроение и намерения окружающих.
Ришелье умеет улавливать малейшие проявления слабости и не упускает возможности использовать их в своих целях. Так, он выстраивает жестокую интригу, узнав о чувствах Анны Австрийской к герцогу Бекингему.
Умение читать людей — ключевой фактор успеха кардинала в политических играх.
Его преосвященство понимает, что власть — это не только сила, но и умение управлять эмоциями других людей. Он создает атмосферу страха и подчинения (не случайно безвестные актеры поют песенку: «У нас в стране на каждый лье по сто шпионов Ришелье…»), но часто делает это непринужденно, без лишних угроз и давления. Например, в сценах с королем кардинал ведет себя как опытный наставник, внушая доверие, но в то же время управляя ситуацией.
Зато к простым людям Ришелье испытывает презрение. «Нет такого народа, которого бы я не мог посадить в Бастилию», — заявляет он.
Кардинал не позволяет себе проявлять свои истинные эмоции. Его сдержанность и холодность — это часть имиджа, который внушает окружающим уважение и страх. Он умело использует маску спокойствия, чтобы демонстрировать уверенность и незыблемость своей позиции.
Но важно, что это маска, и Ришелье это очень четко осознает. Если бы он полностью выключил у себя эмоции, возможно, он не смог бы так точно манипулировать.
Красный кардинал мастерски владеет искусством влияния на людей. Он никогда не показывает ярких эмоций — напротив, его спокойствие и утонченность усиливают чувство опасности.
Любопытно, что Ришелье обычно не говорит прямо, предпочитая намеки и полутона, что создает у окружающих ощущение непредсказуемости и подавленности перед его властью.
Кардинал ловко создает ситуации, в которых его истинные намерения неочевидны. Он дает своим противникам ощущение ложной безопасности, чтобы затем использовать их слабости. Эта непредсказуемость делает его опасным врагом: никто не может точно сказать, какой ход он сделает дальше.
Кардинал Ришелье из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» — воплощение силы разума и власти, которые достигаются умением управлять эмоциями людей, а посредством этого — и обстоятельствами. Сподвижник Людовика XIII — гениальный политик, стратег и манипулятор. Его образ — утрированный символ той эпохи, когда интриги и коварство были основным оружием в борьбе за власть.
Редактировала: Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!