Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник фото: Unsplash
Источник фото: Unsplash

Работа продакт-менеджера: как избежать расходов при помощи одного вопроса

 

Коммуникация – важная часть работы в большом холдинге, которая помогает делать качественный и полезный продукт. Подчас именно эффективно выстроенная система коммуникаций, включающая в себя уточняющие вопросы, обратную связь и взаимодействие со стейкхолдерами, помогает экономить ресурсы компании.

name

Анна Рудицер

Продакт-менеджер компании Shkulev Holding

Как избежать лишних расходов с помощью одного вопроса, почему внимание к деталям может стать спасением от неэффективных действий и каким образом продакт-менеджеры используют принцип Парето рассказала Анна Рудицер, продакт-менеджер компании Shkulev Holding, на встрече со стажерами Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ.

Для начала нужно определиться с тем, кто же такой менеджер по продукту, или продакт менеджер, в наши дни. В общих чертах можно сказать, что это менеджер, отвечающий за выявление потребностей клиента или бизнеса, которых можно достичь с помощью продукта. Он объединяет команду для достижения цели и определяет критерии успеха.

Ежедневно продакт-менеджер сталкивается с различными запросами от стейкхолдеров, то есть держателей проекта, которые в итоге за него отвечают. Прежде чем приступить к их реализации, он задает им вопрос: «Какова ваша цель?», – и получив ответ, принимает решение о необходимости ставить задачу себе и другим отделам. Вопросы помогают продакт-менеджеру корректно формулировать гипотезы, двигаться в правильном направлении. Недостаток вопросов приводит к потере времени и денег. Однако стоит помнить, что вопросы – это инструмент, а не способ контроля реальности. С их помощью продакт-менеджер выявляет вектор движения, но не решает проблему.

Анна Рудицер рассказала о специфике своей работы в холдинге: «Самый большой кусок нашей работы - это разработка CMS (content management system, или админка) для 50+ редакций». Админка обеспечивает возможность доставлять контент до аудитории и, соответственно, способствует выполнению бизнес-задач бизнеса.

Для того чтобы лучше разобрать, почему важно вовремя задавать уточняющие вопросы и как не тратить драгоценное рабочее время впустую, Анна Рудицер поделилась кейсом из личной практики.

Поступил запрос от сотрудника: «Можно ли внедрить опцию запрета показа рекламы в материале, доступном конкретному списку пользователей. И не по роли, а по фамилии». Чтобы это реализовать, необходимо полностью переделать логику работы CMS. Анне пришлось бы потратить большое количество ресурсов разработки. В связи с этим моментально встал логичный вопрос: с какой целью? Оказалось, что специальный доступ требовался всего одному стейкхолдеру, а задачу удалось решить за 5 минут и 6 сообщений. Так, вовремя заданный вопрос избавил Анну от бессмысленной траты сил.

Обязательной составляющей работы продакта является грумминг задач, иначе говоря, процесс продумывания, детализации, декомпозиции и оценки задач. Вся команда собирается и задает друг другу вопросы, чтобы в дальнейшем эффективно работать над проектом. Однако в какой-то момент вопросов может стать слишком много, и процесс нужно завершать, поскольку большое количество вопросов приносит столько же неприятностей, как и их отсутствие. Для эффективной работы продакт должен уметь вовремя остановить себя и коллег и перейти от теории к практике. Здесь действует закон Парето — большая часть функционала достигается меньшим количеством усилий.

Правило 20/80, или закон Парето, был назван в честь итальянского социолога и экономиста Вальфредо Парето и получил распространение уже после его смерти. Сам Парето не формулировал такого закона, а лишь упомянул о подобном соотношении показателей в теории элит: 20% населения Италии владели 80% богатства страны. Популяризации закона Парето в том виде, в котором он используется сейчас, способствовал американский бизнес-консультант Джозеф Джуран в середине 20 века. С того момента социологическая теория стала одним из самых известных правил эффективности.

В конце лекции Анна ответила на вопросы: многих интересовало, чем проджект-менеджер отличается от продакт-менеджера. Проджект контролирует выполнение проекта на всех его этапах, а продакт отвечает за продукт в целом.

Отвечая на вопрос о навыках, необходимых продакту, и степени погруженности в технические нюансы деятельности разработчиков, Анна объяснила, что требования зависят от компании. Чаще всего требуется владение инструментами аналитики менеджерские скиллы (процессы, стейкхолдеры, ведение переговоров).

Что касается технических знаний, то продакт не обязан быть полностью погружен в технические тонкости, однако ему крайне важно понимать, как устроен и как работает продукт, с какими проблемами может столкнуться разработка. И уметь грамотно задавать вопросы, чтобы выступать в качестве связующего звена между стейкхолдерами, пользователями и разработчиками.

name

Автор: Анастасия Писарева

Стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ