Когда процессы буксуют, проекты горят, а сотрудники обсуждают планы увольнения, кто виноват? Если вы уверены, что это «рыночная ситуация», «происки конкурентов» или «некомпетентность персонала», стоит понять: проблема в вас. Вернее, в вашем неумении разбираться в своих людях, размышляет в колонке для IQ Media эксперт по корпоративной производительности Александр Рейнгардт.
Александр Рейнгардт
Преподаватель Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ, директор по корпоративной производительности технологической компании, занимающейся аутсорсингом для промышленных предприятий
Содержание статьи:
Токсичные сотрудники — это ваши предвестники катастрофы. Их не волнует ваш бизнес. Им важнее создать себе комфортный выгодный хаос: плести интриги, обесценивать коллег, тянуть энергию из команды, пристроить свой свечной заводик в закупках. Вы их не заметили? Конечно. Они ведь мастерски изображают продуктивность и преданность, пока вы наивно радуетесь: «Какая яркая личность, нам повезло!».
Дело в том, что токсичность сотрудника — это не случайность. Это ваш бессознательно-осознанный выбор. Вы не спросили на этапе собеседования, как человек справляется с конфликтами, не проверили его репутацию, не посмотрели, как он общается с людьми, не смоделировали ситуации, как он себя будет вести.
Резюме и типовые вопросы из интернета ничего вам не расскажут про запутанный и противоречивый внутренний мир кандидата. А вы удивляетесь, почему процессы сонные, сотрудники – либо вялые, либо ушлые, а коллектив тратит силы на внутренние войны, а не на достижение общих целевых KPI.
Вы хотите вдохновить сотрудников? Вдохновляйте. Только как можно мотивировать того, кого вы даже не понимаете? Вы кидаете деньги в воздух в надежде, что они упадут на «правильных» людей. Премии, льготы, корпоративы, тимбилдинги, коучинги — и все мимо. Потому что ваш самодостаточный перфекционист не нуждается в дружеских вечеринках, а ваш амбициозный карьерист не хочет бесплатного абонемента в бассейн.
Мотивация — это не «пакетное предложение». Это про тонкое и точное знание людей, их ценностей и потребностей, самомнения и много чего еще. Неплохо также понимать, когда что вылезет наружу.
Но вы зачем-то спрашиваете: «Что для вас важно в работе?». И получаете типовой ответ. Зачем вникать в тонкости личного профиля сотрудника, если можно раздавать рандомные бонусы и делать вид, что все довольны?
Вы замечали, как некоторые сотрудники мастерски уворачиваются от обратной связи руководителю? Они либо молчат, либо агрессивно защищаются.
Такие подчиненные всегда «правы», даже если проект рушится. Но их трудности с коммуникацией и интеграцией — это ваша проблема. Почему? Потому что вы их не отфильтровали на старте.
На собеседовании они, возможно, говорили гладкими фразами о себе, но вы забыли задать ключевые вопросы: «Как вы решаете конфликты?», «Как справляетесь с критикой?». И не просто задать, а прогнать через суровую модель анализа токсичности.
Итог: вы набрали коллектив, где каждый сам за себя в войне всех против всех, а командные задачи становятся коллективным кошмаром.
Лояльность — это не громкие заявления о любви к компании для наивных жертв осознанности и вовлеченности. Это способность остаться с вами, когда на горизонте появляются проблемы или более выгодные предложения.
Но как понять, лоялен ли человек? Для начала посмотрите, как он говорит о своих прошлых работодателях. Если в его рассказах все начальники были «идиотами», а коллеги — «дилетантами» и «интриганами», поздравляем: через год это скажут о вас.
Проверять лояльность нужно не словами, а действиями. Но это ведь сложно. Проще поверить в сказки о «желании работать в компании до пенсии». Верите? Чего тогда вас жалеть!
Каждый провал в подборе – не просто мелкая ошибка работодателя. Это снежный ком, который уничтожает ваши процессы, портит репутацию компании и тянет за собой деньги. Как много стоит ваш провал — пару недель простоя? Потерю клиента? Увольнение ключевых сотрудников?
Инвестировать в разбор работников «на входе» слишком дорого? Серьезно? А вы не считали, во сколько обойдется исправление этих ошибок?
В разы больше стоимости оценки.
Ваш бизнес — не только технологии, не только стратегии и даже не бюджеты. Ваш бизнес — это люди. Если вы их не понимаете, то винить некого. Каждый сотрудник, которого вы нанимаете, — либо винтик, который крутит механизм с теми параметрами, какие вам нужны, либо песчинка, которая его тормозит или ломает. Как сломает — уйдет к следующему наивному работодателю.
Выбор за вами: или вы учитесь разбираться в людях, или продолжаете устраивать кастинг на роль очередной проблемы. Но не переживайте: проблемы всегда найдутся. Ваше незнание их притянет.
Чтобы научиться считывать своих сотрудников и снижать их токсичное воздействие на процессы, стоит пройти программу «Инновационное моделирование процессного управления» Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ. Курс фокусируется на практическом освоении инструментов и методов анализа, моделирования и улучшения процессов. Он поможет повысить качество работы в организации и подбирать новых сотрудников с умом.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!