Вы когда-либо пытались собрать все описания процессов в своей компании в единое целое? И при этом чувствовали себя туристом без карты в лабиринте? Вы не одиноки. Как найти эту карту и выйти из лабиринта запутанных процессов, в колонке специально для IQ Media размышляет эксперт по теме Александр Рейнгардт.
Александр Рейнгардт
Преподаватель Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ, директор по корпоративной производительности технологической компании, занимающейся аутсорсингом для промышленных предприятий
Во многих компаниях процессы описаны так креативно и запутанно, что могут соперничать с «Войной и миром» Льва Толстого по объему и сложности. Или же, если используются графические инструменты, процессы представлены в виде схем в стиле «моя первая блок-схема», где трудно понять логику.
Каждое подразделение, словно конкурирующие художники-авангардисты, создает регламенты работы компании, модели бизнес-процессов – свои собственные шедевры в уникальной нотации.
Под нотацией понимают систему условных обозначений и их описания для моделирования бизнес-процессов.
В ситуации, описанной нами, отдел продаж предпочитает блок-схемы, напоминающие «Алгоритмы для чайников». Бухгалтерия настаивает на таблицах с небольшими графическими элементами, грозя задержками в проведении платежей.
IT-отдел робко предлагает нотацию UML – «Нам это все автоматизировать».
Ну а маркетологи, руководствуясь принципом «новое – хорошо забытое старое», активно используют нотацию IDEF, которую уже много десятков лет обожает их главный методолог.
В итоге получается причудливый зоопарк методов и подходов, и никто не знает, как это все объединить в единое целое и как наладить управление бизнес-процессами.
Даже тренеры по лидерству и лайф-коучи, готовые научить тому, чего сами не знают и не умеют, разводят руками.
Собрать эту разношерстную коллекцию в единую систему – задача, непосильная даже для Ильи Муромца с волшебной палочкой от Гарри Поттера. Пока все пытаются понять чужие творения, дедлайны ускользают, проекты катятся к провалу, а эффективность тает на глазах. Коммуникация между отделами превращается в игру «Угадай мелодию», где каждый мурлычет свою песню.
Руководители, как дирижеры без партитуры, пытаются скоординировать этот оркестр кустарей-индивидуалистов. Естественно, вместо гармонии получается какофония.
Новички, попадая в такую атмосферу, испытывают шок: вместо понятных инструкций им предлагают разгадать ребусы и головоломки.
Чтобы прекратить этот хаос и превратить документацию из выставки абстрактного искусства в полезный инструмент, пора задуматься об обучении руководителя и ключевых специалистов.
Единый подход и стандартизированная нотация – по сути, общий язык для всех сотрудников. Представьте, насколько проще станет жить, когда все понимают друг друга с полуслова (или хотя бы с первого взгляда на схему).
Обучение на программе «Повышение корпоративной эффективности руководителей и сотрудников» Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ поможет разработать универсальные шаблоны и методы описания процессов.
Появление единого подхода в компании ускорит ввод новых сотрудников, улучшит взаимодействие между отделами и снизит число ошибок из-за недопонимания. Вместо того, чтобы тратить время и разгадывать плоды корпоративной креативности, вы сможете направить усилия на реальное улучшение процессов в компании.
Так что, возможно, пора перестать изобретать велосипед и начать говорить на одном языке. Курс Школы инноватики и предпринимательства ВШЭ поможет сделать этот переход если не легким, то понятным по результату для всех. И тогда процессное управление станет надежным союзником в работе.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!