Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: Unsplash
Источник: Unsplash

Нотации для пользы дела

Как в компании улучшить взаимодействие отделов, повысить эффективность и сократить число ошибок

Вы когда-либо пытались собрать все описания процессов в своей компании в единое целое? И при этом чувствовали себя туристом без карты в лабиринте? Вы не одиноки. Как найти эту карту и выйти из лабиринта запутанных процессов, в колонке специально для IQ Media размышляет эксперт по теме Александр Рейнгардт.

name

Александр Рейнгардт

Преподаватель Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ, директор по корпоративной производительности технологической компании, занимающейся аутсорсингом для промышленных предприятий

Процессы как шедевр абстракции, или «Вы рисуйте – вам зачтется»

Во многих компаниях процессы описаны так креативно и запутанно, что могут соперничать с «Войной и миром» Льва Толстого по объему и сложности. Или же, если используются графические инструменты, процессы представлены в виде схем в стиле «моя первая блок-схема», где трудно понять логику.

Каждое подразделение, словно конкурирующие художники-авангардисты, создает регламенты работы компании, модели бизнес-процессов – свои собственные шедевры в уникальной нотации.

Под нотацией понимают систему условных обозначений и их описания для моделирования бизнес-процессов.

В ситуации, описанной нами, отдел продаж предпочитает блок-схемы, напоминающие «Алгоритмы для чайников». Бухгалтерия настаивает на таблицах с небольшими графическими элементами, грозя задержками в проведении платежей.

IT-отдел робко предлагает нотацию UML – «Нам это все автоматизировать».

Ну а маркетологи, руководствуясь принципом «новое – хорошо забытое старое», активно используют нотацию IDEF, которую уже много десятков лет обожает их главный методолог. 

В итоге получается причудливый зоопарк методов и подходов, и никто не знает, как это все объединить в единое целое и как наладить управление бизнес-процессами.

Даже тренеры по лидерству и лайф-коучи, готовые научить тому, чего сами не знают и не умеют, разводят руками.

Выступление без партитуры

Собрать эту разношерстную коллекцию в единую систему – задача, непосильная даже для Ильи Муромца с волшебной палочкой от Гарри Поттера. Пока все пытаются понять чужие творения, дедлайны ускользают, проекты катятся к провалу, а эффективность тает на глазах. Коммуникация между отделами превращается в игру «Угадай мелодию», где каждый мурлычет свою песню.

Руководители, как дирижеры без партитуры, пытаются скоординировать этот оркестр кустарей-индивидуалистов. Естественно, вместо гармонии получается какофония.

Новички, попадая в такую атмосферу, испытывают шок: вместо понятных инструкций им предлагают разгадать ребусы и головоломки.

Чтобы прекратить этот хаос и превратить документацию из выставки абстрактного искусства в полезный инструмент, пора задуматься об обучении руководителя и ключевых специалистов.

Говорить на одном языке. Работать как по нотам 

Единый подход и стандартизированная нотация – по сути, общий язык для всех сотрудников. Представьте, насколько проще станет жить, когда все понимают друг друга с полуслова (или хотя бы с первого взгляда на схему).

Обучение на программе «Повышение корпоративной эффективности руководителей и сотрудников» Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ поможет разработать универсальные шаблоны и методы описания процессов. 

Появление единого подхода в компании ускорит ввод новых сотрудников, улучшит взаимодействие между отделами и снизит число ошибок из-за недопонимания. Вместо того, чтобы тратить время и разгадывать плоды корпоративной креативности, вы сможете направить усилия на реальное улучшение процессов в компании.

Так что, возможно, пора перестать изобретать велосипед и начать говорить на одном языке. Курс Школы инноватики и предпринимательства ВШЭ поможет сделать этот переход если не легким, то понятным по результату для всех. И тогда процессное управление станет надежным союзником в работе. 

Редактировала Ольга Соболевская