За последние десять лет метафора карьерной лестницы прочно закрепилась в профессиональной культуре. Но на самом деле важно не количество шагов и ступеней, а понимание, куда ведет лестница и зачем, убежден д.э.н., профессор, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок. Почему линейная карьера уходит в прошлое и как технологии и форсайт-компетенции меняют подход к профессии он рассказал в рамках встречи «Клуба визионеров» — совместного проекта РБК, Сбер и Высшей школы экономики, посвященного новым стратегиям профессионального развития. жание:
Александр Чулок
Профессор, директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Люди научились карабкаться по карьерной лестнице, участвовать в командообразующих мероприятиях, прыгать через ступеньки. «Но возникает вопрос: а что, если карьерная лестница приставлена не к той стене? Чем быстрее по ней бежишь, тем дальше от цели», — предположил Александр Чулок.
«Современный профессиональный путь перестает быть линейным. Вместо движения “вверх по ступеням” всё большее значение приобретает способность адаптироваться, осваивать новые роли и переосмысливать цели по мере изменений в мире вокруг», —добавил он.
Успешная карьера будущего требует другого подхода, более стратегического и долгосрочного: необходимо ставить соответствующие цели и осваивать горизонт дальнего планирования, а мы во многом утратили эту способность.
Стратегическое мышление становится особенно важным, когда технологии меняют профессию быстрее, чем люди успевают адаптироваться: именно это сейчас и происходит на фоне развития искусственного интеллекта и цифровизации.
В то же время при всех видимых переменах важно помнить: суть профессий остаётся прежней, трансформируются лишь инструменты.
«Профессия — это лишь маркетинговое название. Если раньше врачу нужно было уметь правильно ампутировать ногу, затем - работать с системами мониторинга и рекомендаций, а через 20-30 лет, возможно, - грамотно поставить задачу по протезированию. Так почему преподаватель будущего не может работать вместе с ИИ-агентами, которые помогут донести ученикам материал эффективнее?» — заметил Александр Чулок.
Одним из ключевых навыков современной эпохи становится форсайт-мышление — способность смотреть вперед и видеть связи между технологиями, экономикой и личным развитием.
«Форсайт — это не гадание, а работа с различными трендами. Мы задаём себе вопросы: какой будет экономика, какое общество, какие компании выживут и в каком виде?» — поясняет эксперт.
Форсайт — процесс систематической научно обоснованной оценки перспектив будущего науки, экономики и общества с учетом глобальных трендов, внутренних заделов и вовлечением всех стейкхолдеров, формирующих будущее.
Форсайт-мышление имеет значение не только для организаций и корпораций, но и для каждого человека. Оно помогает осознанно выстраивать собственную траекторию, понимать, какие глобальные изменения влияют на профессию, образ жизни и систему ценностей.
Одним из таких изменений можно назвать сдвиг в демографической и ценностной структуре общества — переход от ориентации на карьерный рост к поиску качества жизни и личной устойчивости. Этот процесс отражается в формировании новых рынков и моделей поведения.
По оценкам ООН, к 2050 году число людей старше 60 лет превысит 2,5 миллиарда, и их вклад в экономику будет измеряться триллионами долларов. Таким образом формируется так называемая серебряная экономика — рынок, где возраст становится не ограничением, а ресурсом.
Рост продолжительности жизни и развитие технологий меняют само понимание активного возраста. Люди дольше остаются профессионально и социально включенными, осваивают новые роли и форматы занятости. Это формирует образ человека будущего — гибкого, постоянно обучающегося, открытого к обновлению.
Технологии меняют и бытовой уклад: уже сегодня семьи нового типа включают «цифровых членов» — домашних роботов, виртуальных ассистентов, умные дома. Экономисты фиксируют, что в структуре расходов домохозяйств появляются затраты на технологии, которые становятся частью повседневной жизни.
«Мы переходим от владения к пользованию, от накопления к опыту. Если раньше маркером успеха были квартира и дача, то теперь — свобода перемещений и качество эмоций», — отметил профессор Чулок.
Важно учитывать зарождающиеся тенденции и выстраивать «дорожные карты личностного развития». Этот инструмент помогает наглядно посмотреть, как глобальные тренды влияют на жизнь и карьеру.
Для этого можно сделать следующее: «Возьмите лист А4, обозначьте текущее положение, желаемое или возможное будущее, обозначьте шаги по его достижениею и посмотрите, какие силы действуют вокруг вас: где возможности, где угрозы, какие события - тренды и джокеры могут всё изменить. Такой подход помогает структурно видеть связи между личной жизнью, работой, хобби и обучением», – говорит Александр Чулок.
«Через дорожную карту личностного развития можно выстроить свой путь осознанно и адаптивно — без страха начинать заново, менять профессию и учиться всю жизнь», — добавил он. При этом не стоит забывать, что в эпоху гиперсвязанности, когда технологии объединяют людей, данные и процессы в единую сеть, именно человек остаётся главным элементом системы — источником смысла, решений и развития, подытожил профессор Чулок.
Автор: Влада Баянкина, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!