Современный бизнес отказывается от восприятия обучения сотрудников как статьи расходов и дополнительной нагрузки. Сегодня это стратегический актив, который напрямую влияет на прибыль, операционную эффективность и инновационный потенциал компании. Как обучение перестает быть абстрактным «развитием компетенций» и становится системой, генерирующей измеримые финансовые результаты, делились участники Национального форума ДПО, организованного Высшей школой экономики.
Своим опытом и подходом к дополнительному профессиональному образованию в ходе дискуссии «Развитие бизнеса через ДПО: добавленная ценность непрерывного образования сотрудников» поделились представители банковской сферы, нефтегазового сектора, IT и консалтинга.
Первый шаг к эффективному обучению — обеспечить взаимопонимание между руководством и сотрудниками, отметила старший вице-президент по операционной поддержке бизнеса банка «УралСиб» Наталия Степнова. Приходя в новую организацию, первым делом нужно найти общий язык с сотрудниками. Без этого даже самая четко поставленная задача может быть истолкована неверно.
Как работает этот принцип при решении управленческих задач Наталия Степнова показала на реальном примере.
Кейс банка «УралСиб»
Кейс наглядно демонстрирует, как инвестиции в обучение напрямую влияют на ключевые финансовые показатели банка. Образование стало не поддерживающей функцией, а драйвером преобразований и источником измеримой бизнес-ценности, напрямую влияя на прибыль через снижение операционных расходов, подчеркивает эксперт.
Следующий шаг в эволюции корпоративного обучения – выращивание собственных экспертов, уверена старший менеджер отдела внедрения и развития системы непрерывных улучшений ООО «Лукойл-Инжиниринг» Анна Кузнецова. Она рассказала, как в компании в бизнес-сегменте «Геологоразведка и добыча» был создан полноценный институт внутренних тренеров, призванный развивать компетенции непосредственно внутри фирмы.
Кейс «Лукойл»
Опыт «Лукойла» подтверждает, что создание внутренней образовательной экосистемы позволяет не просто транслировать знания, а формировать саморазвивающуюся организацию. Сотрудники сами становятся носителями и распространителями ценного опыта, а это создает эффект цепной реакции: повышается не только операционная эффективность, но и скорость адаптации к изменениям, инновационная активность и корпоративная устойчивость.
Кандидат психологических наук, hr-директор IT-компании «Логрокон» Тимур Кармазин предложил аудитории взглянуть на корпоративное обучение как на полноценную инфраструктуру, без которой современная организация теряет конкурентоспособность. По его мнению, бизнесу необходима система по встраиванию повышения компетенций сотрудников в ежедневные процессы компании.
Рынок труда стремительно меняется и классическая парадигма «дать навыки и отправить обратно в работу» больше не действует: сегодня выигрывают компании, которые рассматривают обучение как непрерывный цикл. «Если обучение не встроено в логику бизнеса, оно всегда будет восприниматься как внешняя активность. А внешняя активность – первая на сокращение», – подчеркнул Тимур Кармазин.
В основе его подхода лежит идея создания единых образовательных маршрутов, которые поддерживают сотрудника на всех этапах развития: от адаптации до формирования управленческих навыков. Кармазин выделил ключевые составляющие своей модели:
Тимур Кармазин также выделил основные тенденции, которые позволяют компаниям получать максимальный эффект от дополнительного образования сотрудников:
Современное корпоративное обучение перестает быть «развитием ради развития». Бизнес готов платить только за то, что приносит деньги здесь и сейчас, подчеркивает Тимур Кармазин.
Вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ в России Елена Редколис поделилась одним из вариантов модели внедрения системы ТРИЗ в бизнес.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – набор методов решения и усовершенствования технических задач и систем с помощью нахождения и решения технических противоречий. Методологию разработал советский ученый, инженер и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер в конце 1940-х гг., позже она была доработана, в 1980-е гг. активно внедрялась на предприятиях. ТРИЗ известна и применяется далеко за пределами России: сегодня с ее помощью решаются не только инженерные, но и административные, стратегические, маркетинговые и другие бизнес-задачи.
По ее словам, большинство российских компаний уже освоили первые ступени развития: наведение порядка с помощью регламентов и стандартов, а затем оптимизацию процессов через бережливое производство и менеджмент качества. Эти приемы дают сокращение затрат и повышение эффективности, однако рано или поздно компания «упирается в потолок» — дальше резать расходы некуда, а прорывных продуктов, технологий или бизнес-моделей, которые приносят новую прибыль, нет. И тогда на помощь приходит ТРИЗ. В отличие от мозгового штурма она предлагает системный подход к изобретению нового. Но нуждается в последовательном внедрении в компанию.
Внедрение может состоять из нескольких этапов:
Елена Редколис также выделила основные виды деятельности, которым подходит инструментарий ТРИЗ:
Также важно помнить, подчеркнула эксперт, что ТРИЗ становится третьей ступенью зрелости компании только при соблюдении трех условий: решаться должна реальная задача из бизнес-плана; топ-менеджмент сам ставит задачи на языке ТРИЗ и обучение идет исключительно через решение реальных проблем.
Авторы: Ульяна Носарева и Дарья Володина, исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!