В современных подходах к обучению студентов и взрослых сотрудников становится все больше общего. И те и другие вынуждены осваивать новые знания в условиях растущей нагрузки и снижения вовлеченности. Ключевые факторы мотивации в обоих случаях связаны с ожиданием успеха и ценностью задачи. Как меняются подходы к корпоративным и университетским образовательным программам, в чем заключается их человекоцентричность и почему важен доказательный подход к разработке методик обсудили участники Национального форума ДПО.
Образовательное бюро «Розетка» организовало экспертный диалог на тему: «Человекоцентричный дизайн образовательных продуктов». Операционный директор бюро Евгения Рзаева и менеджер проектов и методист Валентина Полякова поделились опытом работы с корпоративными и образовательными заказчиками.
Человекоцентричный дизайн – это способ проектировать продукт вокруг реальных людей и их задач, а не вокруг представлений команды разработки или трендов рынка, отмечает Евгения Рзаева.
Речь идет о трех уровнях внимания:
В качестве примера Евгения привела антиконференции бюро «Розетка». В них граница между спикерами и участниками намеренно размыта: любой участник может перейти в роль спикера, провести мастермайнд. Формат строится вокруг вопроса: «Что я могу дать другим, чем могу быть полезен?», а не вокруг заранее утверждённого плана выступлений.
В ходе экспертного диалога Евгения Рзаева и Валентина Полякова поделились несколькими ключевыми инсайтами из личной практики:
Так, однажды специалисты образовательного бюро готовили проект для внутренней команды крупной IT-компании. Он был выстроен «по учебнику»: подробный бриф с заказчиком, полтора месяца исследования целевой аудитории, проектирование программы на основе полученных данных. Однако обучение запустили в конце года – в это время сотрудники были перегружены другими задачами и должного эффекта обучающий модуль не принес.
Время, нагрузка, сезонные пики и конкурентные задачи могут снизить значительную часть эффекта, даже если курс отвечает потребностям и уровню участников, подчеркивают эксперты.
Команды обучения склонны мыслить форматами, но человекоцентричный подход предлагает начать с людей. «Вопрос не в том, что мы делаем, а для кого», – подчеркивает Евгения Рзаева.
Например, крупный ритейлер пришёл в бюро с задачей обучения директоров магазинов и линейных руководителей. Нужно учесть, что это сотрудники: из разных регионов, без единого рабочего места и компьютера, с жёстким дефицитом времени, с практико-ориентированным запросом «что делать прямо сейчас на точке». Сложные воркшопы, вебинары и длинные онлайн-курсы для них объективно нерелевантны. В итоге решение оказалось предельно простым: чат-бот с микролёрнингом (учебный материал разбивается на маленькие порции по 10-15 минут – ред.); короткие инструкции о том, как разложить товар, как оценить выкладку, что сказать команде, небольшие тесты и быстрая обратная связь и минимальная геймификация (баллы за прохождение, рейтинг магазинов).
«Оказалось, людям не нужно ничего гениального, им нужно, чтобы их просто научили тому, на что был запрос», – подчеркивает Евгения. В результате у курса было больше семи запусков. Успех достигнут не за счёт красивой картинки и нетривиальной подачи материала, а через понимание контекста и формата работы целевой аудитории.
Человекоцентричный дизайн – это не разовая операция на старте, а сопровождение на протяжении всего цикла.
Евгения Рзаева отметила, что у людей часто меняется мотивация, взгляды и подходы в процессе обучения – это всегда важно учитывать.
«Человекоцентричность в какой-то момент может распространиться шире: мы можем с вниманием относиться не только к тем, для кого мы создаем обучение, но также к тем, кто является заказчиком этого обучения. И в целом, к нам самим, к тем, кто проектирует, потому что так или иначе сфера обучения – это то, что создается людьми для других людей. И будет здорово, если мы все будем относиться друг другу по-человечески», – подчеркивает Валентина Полякова.
Участники экспертной сессии «Педагогический дизайн: доказательный подход к разработке программ ДПО» обсуждали теоретические подходы, разработку моделей и алгоритмов для проектирования образовательных программ.
Доказательный подход в образовании — это подход, при котором образовательные методики проходят проверку в научных исследованиях, а педагоги опираются на результаты этих исследований, а не на собственные догадки.
То есть метод связан с принятием решений на основе исследований или данных, однако он имеет ряд ограничений, отмечает директор центра поддержки цифрового обучения Института образования ВШЭ Мария Латаева.
«Первое – это отсутствие возможности экспериментального изучения среды из-за тотальной непохожести людей в контексте поведения и принятия решений», – отмечает она. Данный феномен также затрудняет перенос результатов исследований с одной группы на другую, как в международном масштабе, так и в рамках одной страны.
Вторым препятствием является сбор данных. Это достаточно трудоемкий процесс, а альтернатива в виде готовых данных либо не всегда доступна, либо уже является устаревшей на момент исследования.
Третье ограничение — высокая зависимость восприятия от индивидуального опыта. Данные всегда будут конфликтовать с опытом отдельного человека. Объективные результаты исследования о группе лиц могут не соответствовать результатам конкретного человека.
Профессора Института образования и главный эксперт Центра поддержки цифрового обучения Елена Чернобай обратила внимание, что мотивация людей при обучении обусловливается двумя факторами: ожиданием успеха и ценностью задачи.
Первое дает ученику ощущение того, что он справится с задачей, придет к результату и достигнет успеха. Второе связано в тем, что решаемая в процессе обучения задача важна, ценна и полезна. «Эти два фактора являются одними из ключевых в системе андрагогики (науки об образовании взрослых), если мы говорим про систему для профессионального образования, корпоративного обучения», — подчеркивает Елена Чернобай.
Старший преподаватель Института образования и исследователь Международной лаборатории исследований и проектирования в онлайн-образовании Ксения Адамович рассказала об исследовании паттернов поведения слушателей онлайн-курсов.
По ее словам, для успешных результатов необходимо обучить студентов определенным навыкам и предоставить инструменты, для возвращения в учебный ритм, если они вышли из него по форс-мажорным обстоятельствам. Для этого подойдут записи занятий, конспекты, гайды по пройденным материалам и прочее. «В совокупности необходимо использовать и моральную поддержку и развеять опасения студента о том, что он потерял время и больше шансов на успех у него нет. Стоит давать отстающим специализированные домашние задания, которые включают в себя материал, который они пропустили соединенный с тем, который проходится в данный момент. И это особенно важно, если есть различные тесты, экзамены или иные масштабные срезы на программе. Все это в совокупности дает более устойчивый результат», – подчеркивает эксперт.
В экспертной сессии также приняли участие руководитель лаборатории образовательного Образовательных технологий Яндекс.Практикум Мария Ковалева, академический директор Юниорс Университи Марина Харапортина и методист и сценарист Академии Айспринг Ольга Левина.
Авторы: Татьяна Тишанинова и Антон Сорокин, исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!