Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: Freepik
Источник: Freepik

Человекоцентричный подход и педагогический дизайн в программах ДПО

В современных подходах к обучению студентов и взрослых сотрудников становится все больше общего. И те и другие вынуждены осваивать новые знания в условиях растущей нагрузки и снижения вовлеченности. Ключевые факторы мотивации в обоих случаях связаны с ожиданием успеха и ценностью задачи. Как меняются подходы к корпоративным и университетским образовательным программам, в чем заключается их человекоцентричность и почему важен доказательный подход к разработке методик обсудили участники Национального форума ДПО

Человекоцентричный подход и его особенности

Образовательное бюро «Розетка» организовало экспертный диалог на тему: «Человекоцентричный дизайн образовательных продуктов». Операционный директор бюро Евгения Рзаева и менеджер проектов и методист Валентина Полякова поделились опытом работы с корпоративными и образовательными заказчиками. 

Человекоцентричный дизайн – это способ проектировать продукт вокруг реальных людей и их задач, а не вокруг представлений команды разработки или трендов рынка, отмечает Евгения Рзаева.

Речь идет о трех уровнях внимания:

  1. К участнику обучения. Программа строится вокруг того, что человеку реально нужно уметь делать в своей работе, в его конкретном контексте, с его ограничениями по времени и ресурсу.
  2. К заказчику. Учитываются стратегические цели бизнеса и ожидания стейкхолдеров, а не только запрос HR-подразделения «сделать что-нибудь современное и вовлекающее».
  3. К команде, которая создаёт обучение. Отдельный акцент на бережном отношении к тем, кто разрабатывает и сопровождает образовательные продукты. Устойчивость команды рассматривается как условие его качества.

В качестве примера Евгения привела антиконференции бюро «Розетка». В них граница между спикерами и участниками намеренно размыта: любой участник может перейти в роль спикера, провести мастермайнд. Формат строится вокруг вопроса: «Что я могу дать другим, чем могу быть полезен?», а не вокруг заранее утверждённого плана выступлений.

Тренды и инструменты

В ходе экспертного диалога Евгения Рзаева и Валентина Полякова поделились несколькими ключевыми инсайтами из личной практики:

  1. Человекоцентричный подход не гарантирует идеальный результат. Нельзя исключать влияние организационного контекста. 

Так, однажды специалисты образовательного бюро готовили проект для внутренней команды крупной IT-компании. Он был выстроен «по учебнику»: подробный бриф с заказчиком, полтора месяца исследования целевой аудитории, проектирование программы на основе полученных данных. Однако обучение запустили в конце года – в это время сотрудники были перегружены другими задачами и должного эффекта обучающий модуль не принес. 

Время, нагрузка, сезонные пики и конкурентные задачи могут снизить значительную часть эффекта, даже если курс отвечает потребностям и уровню участников, подчеркивают эксперты.

  1. Человекоцентричность – это не обязательно сложные и трендовые форматы. Частый запрос от корпоративных клиентов – «хотим хакатон», «нужен бусткемп», «давайте что-нибудь трендовое». 

Команды обучения склонны мыслить форматами, но человекоцентричный подход предлагает начать с людей. «Вопрос не в том, что мы делаем, а для кого», – подчеркивает Евгения Рзаева. 

Например, крупный ритейлер пришёл в бюро с задачей обучения директоров магазинов и линейных руководителей. Нужно учесть, что это сотрудники: из разных регионов, без единого рабочего места и компьютера, с жёстким дефицитом времени, с практико-ориентированным запросом «что делать прямо сейчас на точке». Сложные воркшопы, вебинары и длинные онлайн-курсы для них объективно нерелевантны. В итоге решение оказалось предельно простым: чат-бот с микролёрнингом (учебный материал разбивается на маленькие порции по 10-15 минут – ред.); короткие инструкции о том, как разложить товар, как оценить выкладку, что сказать команде, небольшие тесты и быстрая обратная связь и минимальная геймификация (баллы за прохождение, рейтинг магазинов). 

«Оказалось, людям не нужно ничего гениального, им нужно, чтобы их просто научили тому, на что был запрос», – подчеркивает Евгения. В результате у курса было больше семи запусков. Успех достигнут не за счёт красивой картинки и нетривиальной подачи материала, а через понимание контекста и формата работы целевой аудитории.

  1. Подход не заканчивается на этапе проектирования. 

Человекоцентричный дизайн – это не разовая операция на старте, а сопровождение на протяжении всего цикла. 

Евгения Рзаева отметила, что у людей часто меняется мотивация, взгляды и подходы в процессе обучения – это всегда важно учитывать.

«Человекоцентричность в какой-то момент может распространиться шире: мы можем с вниманием относиться не только к тем, для кого мы создаем обучение, но также к тем,  кто является заказчиком этого обучения. И в целом, к нам самим, к тем, кто проектирует, потому что так или иначе сфера обучения – это то, что создается людьми для других людей. И будет здорово, если мы все будем относиться друг другу по-человечески»,  – подчеркивает Валентина Полякова.

Доказательный подход в образовании

Участники экспертной сессии «Педагогический дизайн: доказательный подход к разработке программ ДПО» обсуждали теоретические подходы, разработку моделей и алгоритмов для проектирования образовательных программ. 

Доказательный подход в образовании — это подход, при котором образовательные методики проходят проверку в научных исследованиях, а педагоги опираются на результаты этих исследований, а не на собственные догадки.

То есть метод связан с принятием решений на основе исследований или данных, однако он имеет ряд ограничений, отмечает директор центра поддержки цифрового обучения Института образования ВШЭ Мария Латаева

«Первое – это отсутствие возможности экспериментального изучения среды из-за тотальной непохожести людей в контексте поведения и принятия решений», – отмечает она. Данный феномен также затрудняет перенос результатов исследований с одной группы на другую, как в международном масштабе, так и в рамках одной страны.

Вторым препятствием является сбор данных. Это достаточно трудоемкий процесс, а альтернатива в виде готовых данных либо не всегда доступна, либо уже является устаревшей на момент исследования. 

Третье ограничение — высокая зависимость восприятия от индивидуального опыта. Данные всегда будут конфликтовать с опытом отдельного человека. Объективные результаты исследования о группе лиц могут не соответствовать результатам конкретного человека. 

Профессора Института образования и главный эксперт Центра поддержки цифрового обучения Елена Чернобай обратила внимание, что мотивация людей при обучении обусловливается двумя факторами: ожиданием успеха и ценностью задачи. 

Первое дает ученику ощущение того, что он справится с задачей, придет к результату и достигнет успеха. Второе связано в тем, что решаемая в процессе обучения задача важна, ценна и полезна. «Эти два фактора являются одними из ключевых в системе андрагогики (науки об образовании взрослых), если мы говорим про систему для профессионального образования, корпоративного обучения», — подчеркивает Елена Чернобай. 

Старший преподаватель Института образования и исследователь Международной лаборатории исследований и проектирования в онлайн-образовании Ксения  Адамович рассказала об исследовании паттернов поведения слушателей онлайн-курсов.

По ее словам, для успешных результатов необходимо обучить студентов определенным навыкам и предоставить инструменты, для возвращения в учебный ритм, если они вышли из него по форс-мажорным обстоятельствам. Для этого подойдут записи занятий, конспекты, гайды по пройденным материалам и прочее. «В совокупности необходимо использовать и моральную поддержку и развеять опасения студента о том, что он потерял время и больше шансов на успех у него нет. Стоит давать отстающим специализированные домашние задания, которые включают в себя материал, который они пропустили соединенный с тем, который проходится в данный момент. И это особенно важно, если есть различные тесты, экзамены или иные масштабные срезы на программе. Все это в совокупности дает более устойчивый результат», – подчеркивает эксперт. 

В экспертной сессии также приняли участие руководитель лаборатории образовательного Образовательных технологий Яндекс.Практикум Мария Ковалева, академический директор Юниорс Университи Марина Харапортина и методист и сценарист Академии Айспринг Ольга Левина. 

Авторы: Татьяна Тишанинова и Антон Сорокин, исследователи  Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ