На рынке дополнительного профессионального образования (ДПО) корпоративные клиенты сегодня становятся все более требовательными как в сегменте открытых программ, так и кастомизированных. Для них важны не только лицензии и аккредитации, но и глубина кастомизации, технологичность и реальная ценность программы для целей развития бизнеса. О том, какие критерии определяют выбор партнеров в сегменте корпоративного обучения, рассказывает Наталья Шумкова, профессор практики, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ по корпоративному обучению.
Наталья Шумкова
Профессор практики, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ по корпоративному обучению
«В сегменте кастомизированных программ для руководителей высшего и среднего звена реализуемых по заказу крупных корпораций, репутация образовательного партнера имеет ключевое значение, — отмечает Наталья Шумкова. — Конечно, наличие лицензий, аккредитаций, рейтингов бизнес-школы и профильных сертификаций профессорско-преподавательского состава — важные показатели уровня организации. Эти параметры позволяют корпоративным клиентам четко сегментировать предполагаемых партнеров и понимать, с кем стоит работать».
Таким образом, юридическая база — лишь минимальный порог допуска. Крупные компании оценивают партнера прежде всего по репутации и качеству образовательных решений.
Одним из определяющих факторов выбора становятся реализованные проекты и рекомендации других клиентов.
«Наши новые партнеры, департаменты обучения и развития или корпоративные университеты часто приходят к нам по рекомендациям предыдущих клиентов, — рассказывает Наталья Шумкова. — У нас запрашивают релевантные примеры уже реализованных программ и интересуются, с какими отраслями мы уже работали. Либо просят создать быстрый прототип программы на основе сформированного ТЗ. Создать концепцию программы быстро и качественно не получится, если нет должной экспертизы и существующего задела. Дополнительным преимуществом становится наличие собственных центров экспертиз по направлениям подготовки и исследовательских подразделений».
Компании также уделяют особое внимание качеству и актуальности образовательного контента. Контент должен быть «свежим», отражать реальные бизнес-вызовы и тенденции, а не воспроизводить устаревшие концепции и тренды.
При оценке партнера и программы корпоративные заказчики обращают внимание не только на квалификацию преподавателей, но и гибкость в дизайне решения.
«Мы не предлагаем готовых решений, а создаем программы под конкретного клиента, — отмечает Наталья Шумкова. — Важно понять реальную потребность заказчика и на этой основе конструировать образовательный опыт. Контент основывается на результатах современных прикладных исследований и экспертно-аналитической работе наших преподавателей. Формат реализации подбирается под образовательную задачу. Согласно исследованию Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ “Корпоративные университеты России 2025” наиболее востребованный формат для топ-менеджмента это очное обучение (46%), смешанный формат (27%), дистанционный формат (26%). В то время как на уровне специалистов доля онлайн обучения уже 52%.
Ожидания к онлайн формату сейчас высоки, это относится и к визуализации и упаковке контента, так и преподаванию. Преподаватель здесь не просто “говорящая голова”, а настоящий модератор процесса обучения».
Современные заказчики ценят программы, где используются интерактивные технологии: бизнес-симуляции, тематические кейсы, гостевые лекции и бенчмаркинг-визиты в компании. Важной частью кастомизации становится наличие проектных треков, где участники разрабатывают решения под реальные задачи бизнеса — будь то запуск новых продуктов, решение операционных проблем или создание инноваций.
Возможность сделать обучение персонализированным — еще один критерий, на который обращает внимание корпоративный клиент. У образовательной организации должна быть возможность формировать пул бизнес-коучей, которые будут сопровождать развитие отдельных участников и команд.
Цифровизация бизнеса делает технологичность обучения обязательным стандартом.
«Ранее, когда я работала в роли директора корпоративного университета и отбирала партнеров и площадки проведения у меня был список из более чем 30 критериев оценки. Технологическая база предполагаемого партнера один из важных критериев.
Сегодня продукты и процессы компаний становятся все более цифровыми. Логично, что сотрудники ожидают того же уровня технологичности и от обучения, — говорит Наталья Шумкова. — Мы используем современную LMS-платформу, собственную студию для записи и стриминга контента, и набор инструментов, создающих полноценный цифровой опыт обучения». Тем не менее, для топ-менеджеров и управленческих команд очные форматы остаются приоритетом. Именно живое взаимодействие и дискуссии с преподавателями создают ту интеллектуальную среду, которая определяет эффективность программ Executive Education.
Высшая школа бизнеса располагает прекрасной инфраструктурой для обучения и развития руководителей высшего звена - это и специально спроектированные аудитории и зоны для нетворкинга, который имеет важное значение.
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ выстраивает процесс разработки и реализации программ под клиента в несколько этапов — от стартового интервью и анализа внутренних документов и далее в итеративной разработке до создания финальной архитектуры программы, ее проведения и оценки эффективности.
«Мы фокусируемся на этапе изучения потребности в обучении, это позволяет избежать частых корректировок и создать требуемое решение. Конечно, программа особенно долгосрочная может быть скорректирована или уточнена по ходу реализации. Однако важно помнить не только про соответствие локальным нормативным актам Университета, но и грамотно управлять ожиданиями участников программы», — уточняет эксперт.
Еще один чувствительный аспект — защита персональных данных сотрудников, направляемых на обучение. «Это крайне важная часть работы любого провайдера ДПО, можно сказать что это базовый гигиенический фактор. В НИУ ВШЭ сформирована исключительная экспертиза в этой области», — подчеркивает Наталья Шумкова.
В итоге в процессе работы с внешними образовательными организациями крупные компании выбирают не просто образовательного подрядчика, а стратегического партнера, разделяющего их подход к развитию человеческого капитала.
«Способность создавать уникальный образовательный опыт под задачи корпоративного заказчика основанный на актуальном содержании, качестве преподавательского состава, современных цифровых технологиях и физической инфраструктуре отличает сильного игрока на рынке ДПО от остальных», — заключает Наталья Шумкова.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!