Авторы: Мария Семенова, Екатерина Чаунина, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
Ученые из НИУ ВШЭ в Перми на первых этапах исследования разбираются, сколько в России компаний-зомби среди предприятий малого и среднего бизнеса (МСП), которые с трудом переживают кризисы, а часто и не в состоянии это сделать. Также специалисты определили признаки проблемных фирм и факторы, снижающие шансы зомбификации. Разбираемся в результатах исследования*.
«Фирма-зомби — это компания, которая не в состоянии выполнять свои обязательства по выплате процентов и даже становится неплатежеспособной, но продолжает существовать благодаря необычным рыночным условиям и поддержке финансовых учреждений, инвесторов или гос органов». Такое определение дал им исследователь из Нью-Йоркского университета Эдвард Альтман и его коллеги.
Термин «фирма-зомби» начали активно применять в отношении японских компаний, которых поддерживали банки Страны восходящего солнца в 1990 году, в период краха финансового пузыря. Японские «зомби» до сих пор продолжают жить только за счет необычных рыночных условий или вливаний кредитов с процентной ставкой ниже рыночной. Плохое корпоративное управление не позволяет нарастить объем производства.
Экономические кризисы, геополитическая напряженность, пандемия обычно способствуют возникновению большого числа нежизнеспособных компаний. Среди них малые предприятия — наиболее уязвимая когорта.
Сотрудники Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми Мария Молодчик, Виктор Кракович, Дмитрий Володин и Роман Макурин изучают феномен фирм-зомби на примере российских МСП.
Подобные исследования проводились в Японии, Китае, странах ОЭСР. Но в России особенности зомби-компаний изучались лишь на небольшом массиве данных.
Исследование Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ показало, что в России среди малых и средних предприятий больше всего заражены компании в сферах здравоохранения и социальных услуг, культуры и спорта, а также образования. Наименьшее количество зомби — среди финансовых, страховых, торговых и сельскохозяйственных фирм.
Особую остроту эта проблема приобрела в 2020 году, когда пандемия COVID-19 привела к росту числа компаний, нуждающихся в финансовой поддержке. Тогда число фирм-зомби составляло около 4 тысяч, но после в 2023 году снизилось примерно до 3,3 тысячи.
«Существование фирм-зомби, безусловно, является проблемой для любой национальной экономики, т.к. это свидетельствует об уязвимости банковской системы, слабых институтах регулирования информационной прозрачности финансовой отчетности, искажениях в государственной политике поддержки экономически неэффективных фирм. В этом плане российская экономика не является исключением», — подчеркивают исследователи.
При этом ученые предварительно пришли к выводу, что в России в секторе малых и средних предприятий (МСП) за последние десять лет процент зомбификации составил 6,5%, что не превышает среднемировой уровень. Как пояснили исследователи, данные оценки были получены на данных из системы СПАРК, охватывающих более миллиона наблюдений по компаниям за период 2013-2023 гг.
Это может косвенно говорить об отсутствии критических проблем в данном секторе с одной стороны, с другой — не означает, что присутствие фирм-зомби должно остаться без внимания с точки зрения их выявления, отслеживания их состояния и участия в государственной поддержке, отмечают ученые.
С использованием метрик Альтмана проводился анализ динамики зомбификации и отраслевых различий исследуемого феномена. Модель бинарного выбора — Gompit-регрессия использовалась для выявления факторов, влияющих на возникновение фирм-зомби.
Предварительные оценки показывают, что доля фирм-зомби среди российских МСП составляет в среднем 10,53%.
Такие компании есть во всех отраслях, причем их доля особенно высока в секторах, чувствительных к экономическим потрясениям. Например, гостиничный бизнес (21%), недвижимость (14%) и добыча полезных ископаемых (16%). Это подтверждает зависимость жизнеспособности малых фирм от внешних экономических условий и специфики отраслей.
Для идентификации фирм-зомби одновременно должны выполняться два критерия: коэффициент покрытия процентов меньше единицы и Z''-score меньше нуля. Первый показатель показывает долговую нагрузку компании, ее возможность расплачиваться с долгами с помощью операционной прибыли без дополнительных кредитов и продажи активов. Z''-score оценивает финансовое состояние компании в целом и показывает ее близость к банкротству. Если один из критериев не выполняется, фирме не будет присвоен статус «зомби».
Близость к банкротству без особой закредитованности (Z''-score < 0, ICR > 1) является признаком обычных финансовые проблем, а излишняя закредитованность без близости к банкротству (Z''-score > 0, ICR < 1) же вполне может быть временной и эффективная компания может с ней справиться.
Исследование показывает, что вероятность превращения компании в зомби зависит от ее размера, темпов роста, а также от ситуации в отрасли и в регионе. Так, например, крупные предприятия в меньшей степени подвержены риску. Кроме того, в растущих секторах экономики зомби-фирмы встречаются значительно реже. При этом такой параметр, как возраст компании, не оказывает значительного влияния на вероятность «зомбификации».
Однако возраст фирмы имеет значение для попадания предприятия в когорту проблемных. В первые 5-6 лет такая вероятность снижается. Это может быть связано с процессом естественного отбора, когда слабые компании быстро уходят с рынка. Однако затем опасность возрастает, возможно, из-за накопления институциональных связей, позволяющих даже неэффективным компаниям получать внешнюю поддержку.
Размер предприятия также важен: более крупные реже попадаю в сложные ситуации. Это подтверждает, что масштаб деятельности обеспечивает устойчивость к финансовым трудностям.
Динамика отрасли тоже играет роль: в растущих и конкурентных секторах вероятность зомбификации ниже. В таких условиях неэффективные компании быстрее покидают рынок, не успевая накапливать критический уровень долгов.
Напротив, рост ВРП субъекта федерации связан с увеличением вероятности зомбификации. Одно из возможных объяснений — излишний оптимизм, избыточное кредитование и инвестиции в регионе, ведущие к поддержке даже неперспективных фирм.
При этом выручка компании не оказывает статистически значимого влияния на вероятность зомбификации, что может быть связано с высокой волатильностью этого показателя.
Еще один из важных выводов: пандемийный кризис 2020 года сопровождался снижением доли компаний–зомби. Это может свидетельствовать об эффекте естественного очищения рынка.
Полученные результаты важны для властей при разработке госпрограмм поддержки бизнеса и для кредитных организаций — при оценке рисков финансирования предприятий.
Чрезмерная и затянутая поддержка экономических «мертвецов» приводит к тому, что они забирают финансовые ресурсы, которые могли бы стать топливом для инновационного развития и модернизации экономики.
Контрпродуктивной мерой в этом вопросе является слишком продолжительная поддержка со стороны государства и финансовых институтов. Теория мягких бюджетных ограничений говорит следующее: если компания знает, что поддержка не будет прекращаться даже в случае ухудшения финансовых показателей, она, в конечном итоге, станет принимать неэффективные решения.
При этом рекомендации для компаний, находящихся близко к статусу зомби, практически идентичны тем, что дают компаниям, испытывающим финансовые трудности, для реструктуризации долговых обязательств.
Однако и здесь универсального рецепта по финансовому оздоровлению компаний нет: причины проблем могут быть очень разными, потому пути и сценарии выхода из кризиса разрабатываются индивидуально.
Ученые не исключают, что разработка конкретных рекомендаций для государства по решению проблем фирм-зомби в российской экономике станет их следующей исследовательской задачей.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда No 23-78-10149.
*Результаты были представлены в докладе на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!