Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврума
Изображение создано при помощи модели Шедеврума

Есть ли семейный бизнес в России, и чем он отличается от «несемейного» 

Как себя ведут в условиях санкций компании, относящиеся к семейному и «несемейному» бизнесу? Этот вопрос исследовали в Центре стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ. Специально для IQ Media о специфике семейного бизнеса в России рассказывает профессор Галина Широкова

name

Галина Широкова

Директор Центра стратегического предпринимательства Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ 

Содержание: 

Как наука определяет семейный бизнес 

Согласно мнению некоторых российских экспертов, более 45% предприятий малого и среднего бизнеса в России ведут свою деятельность в форме семейного бизнеса.  Но само понятие «семейного бизнеса» законодательно в России не закреплено, а  владельцы фирм зачастую даже не осознают, что они ведут семейный бизнес. 

Феномен семейного бизнеса довольно давно находится в фокусе внимания  исследователей в области предпринимательства и менеджмента. Но единого мнения по этому вопросу у ученых нет – можно насчитать более 30 подходов к определению, того, что такое семейный бизнес. В рамках одного из них к семейным предлагается относить те компании, в которых собственник (или собственники) сами считают, что их фирма относится к подобному формату.

Наиболее популярен классический подход — это бизнес, которым владеет и управляет один или несколько членов семьи, и который будет передаваться от одного поколения к другому для управления и контроля.

Особенности ренессанса семейного бизнеса в России 

Можно сказать, что семейный бизнес в России переживает своеобразный ренессанс. Одной из первых официально признанных семейных династий стали Строгановы, чья деятельность началась еще в XV веке.  Расцвет пришелся на XIX век: такие династии, как Демидовы, Морозовы, Елисеевы и другие, не только создавали многомиллионные состояния, но финансировали строительство театров, устанавливали именные стипендии для студентов, поддерживали благотворительные учреждения и др. Однако, национализация предприятий и запрет на частную собственность в советский период привели к исчезновению семейного бизнеса как явления.  

Сегодня семейные компании вновь занимают важное место в российской экономике.  Их развитие происходит не без трудностей, зачастую стихийно и независимо. Предприниматели 1990-х годов, которые стояли у истоков возрождения частного бизнеса, сейчас достигают возраста, когда пора задуматься о будущем своих компаний. Кто продолжит их дело? Как сохранить бизнес в семье и передать его детям или внукам? Эти вопросы становятся все более актуальными. 

Одна из ключевых проблем — отсутствие традиций преемственности. В западных странах семейный бизнес — это часто многовековая история, где передача знаний, опыта и управления происходит по отработанным схемам. В России современным предпринимателям приходится их выстраивать практически с нуля.

Все это осложняется рядом специфических проблем. Они связаны  с внешними условиями неопределенности, когда экономика страны в 2022 году столкнулась с серьезным санкционным давлением. Оно оказало воздействие на многие секторы экономики, включая малые и средние семейные компании. Санкционные ограничения привели к снижению потребительского спроса, росту цен на товары и услуги, а также увеличению рисков банкротства среди предприятий. Вместе с тем, санкции создали и новые возможности для развития предпринимательства. Для семейных компаний эти изменения стали вызовом, к которым необходимо адаптироваться. 

Фирма как ребенок, или Как ведут себя семейные и «несемейные» компании  в условиях санкций 

В рамках Центра стратегического предпринимательства мы провели исследование, посвященное выявлению факторов устойчивости фирм малого и среднего бизнеса в период санкционного давления. В том числе сравнивались поведенческие стратегии семейных и несемейных компаний. 

Учитывая, что устоявшегося определения семейного бизнеса в России пока не существует, мы задавали вопросы относительно участия членов семей собственников фирмы в управлении бизнесом. В качестве респондентов выступили собственники, которые также являются генеральными директорами своих организаций.

Полученные результаты позволили установить, что приверженность руководителя семейной фирмы к своему бизнесу формирует устойчивость фирмы к внешним потрясениям посредством выбора выжидательной стратегии («wait and see»). Эту стратегию можно рассматривать как консервативное поведение фирмы, при котором руководство откладывает действия во время кризиса и стремится сохранить ресурсы и контроль в условиях неопределенности. В частности, было обнаружено, что руководители семейных фирм рассматривают свою компанию как «ребенка», выражая эмоциональную привязанность и личную идентификацию с ней. 

Под давлением введенных санкций они предпочли не принимать резких решений, выбирая выжидательную стратегию, чтобы понаблюдать за развитием ситуации. Как только ответные меры стали неизбежными, эти руководители начали пересматривать отношения с заинтересованными сторонами, особенно с зарубежными поставщиками, связи с которыми были нарушены из-за сбоев в цепочках поставок. Применение подобных стратегий позволило семейным фирмам не только выжить, но и добиться устойчивого роста.

С несемейными фирмами, напротив, наблюдается другая история. Руководители несемейных предприятий заявили, что их привязанность к компании, в первую очередь, основана на материальных ценностях. Они рассматривают свою фирму как источник прибыли и не выражают эмоциональных привязанностей. Исследование показало, что руководители несемейных фирм предпочитают выбирать стратегию оперативного реагирования (immediate response strategy). Это подход, при котором компания быстро адаптируется к изменениям внешней среды и внутренним вызовам, принимая своевременные управленческие решения. Также в выборке была отмечена тенденция уделять приоритетное внимание пересмотру отношений с сотрудниками, и даже частичной их замене на инструменты искусственного интеллекта. Наши результаты показали, что такой подход привел к снижению эффективности работы этих фирм.

Семейный бизнес в России продолжает развиваться, демонстрируя устойчивость и адаптивность. Многие компании успешно сочетают традиционные ценности с современными подходами к управлению, что позволяет им успешно вести деятельность на рынке. Также для долгосрочного успеха важно уделять внимание вопросам преемственности, создавая прочную основу для будущих поколений.

В подготовке этого текста принимала участие соавтор исследования – стажер-исследователь Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Илона Рыштейн.