В 2024 году в рамках Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики создано новое подразделение — Центр исследований перспективных компетенций и развития талантов. Его формирование стало ответом на системную потребность бизнеса и государства заглянуть «за горизонт» в вопросах кадрового планирования и понимания потребностей в подготовке персонала, а также выстраивания эффективных стратегий в области человеческого капитала. Редакция IQ Media пообщалась с руководителем Центра Андреем Сельским.
Андрей Сельский
Директор Центра исследований перспективных компетенций и развития талантов, профессор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ
— Андрей Константинович, давайте начнем с понятия — что можно понимать под перспективными компетенциями, и почему ваш Центр занимается исследованиями этой темы?
— Само по себе слово «компетенция» можно трактовать как определенную совокупность знаний, навыков, личностных качеств и моделей поведения. Компетенции могут проявляться в том числе в ситуациях, с которыми человек ранее не сталкивался.
Соответственно, «перспективные компетенции» — такие, которые будут востребованы в обозримом будущем, например, через 5-10-15 лет. В этом контексте исследования Центра, связанные с перспективными компетенциями, становятся своего рода инструментами для навигации. Бизнесу они позволяют выстраивать кадровую стратегию, принимать решения об инвестициях в развитие технологий и переобучение сотрудников; государству — перенастраивать образовательную систему и отдельные учебные программы в логике потребностей завтрашнего дня; отдельным людям — осознанно выстраивать траекторию своего развития и карьеры.
— Вероятно, перспективные компетенции сегодня непосредственны связаны с технологиями. Можете привести пример того, как технологии меняют компетенции?
Состав и описание перспективных компетенций действительно во многом определяется технологиями, такими как искусственный интеллект, Интернет вещей, робототехника и так далее. Например, мы уделяем особое внимание такой компетенции, как клиентоцентричность. Вроде бы ориентация на клиента — давнее и сугубо «человеческое» качество, однако развитие гиперперсонализации на основе ИИ, перспективы распространения автономных цифровых агентов и цифровых двойников в маркетинге, а также многочисленные этические вызовы, с этим связанные, меняют характер как самой клиентоцентричности, так и того, что будет ожидаться от обладателей этой компетенции.
— Профессии будущего и перспективные компетенции: в чем разница между этими понятиями?
Профессии будущего — это конкретные должности, которые появятся или обретут массовость. Продолжая пример с клиентоцентричностью, такая профессия как специалист по клиентскому успеху (уже существует, но будет все более распространенной) требует сочетания как компетенций, связанных с технологиями, так и сугубо человеческих личных качеств — таких, как эмпатия.
Иначе говоря, профессии — это описание того, «что» делают сотрудники, а компетенции — «как» они это делают.
— Как выглядит процесс исследования перспективных компетенций?
— Этот процесс во многом схож с форсайтными методиками, когда невозможно прогнозирование на конкретных данных, и в ход идет сочетание методов, позволяющее валидировать отдельные предположения. Например, интеллектуальный анализ больших данных в системе iFORA (правообладатель – ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) позволяет выделить тренды, определить их характер и динамику развития на основе семантики российских и зарубежных медиа, научных источников, патентов и так далее. Тренд-карта часто становится основой для дальнейшей работы над проектом.
Экспертные мероприятия — опросы, интервью, тематические семинары — позволяют уточнить тренды и детализировать восприятие происходящих изменений в профессиональном сообществе. Работа со специализированными ресурсами рынка труда и образования дают возможность наложить сформированный образ будущего на актуальную картину кадровых процессов. Помогает и определение сценариев развития — от сугубо макроэкономических прогнозных параметров до вопросов «что, если», направленных на выявление возможных неожиданных событий и траекторий – так называемых «джокеров».
— Можно подробнее о том, как используются результаты исследований?
Что касается результатов, то, в зависимости от своего заказчика, они находят свое воплощение в:
– корпоративных стратегиях — как более общих, так и функционально ориентированных на область работы с персоналом, обучения и развития кадров;
– государственных подходах к образованию, включая понимание потребностей в перспективных кадрах и выстраивание механизмов подготовки, от образовательных стандартов до конкретных программ, например, в рамках национальных проектов.
Отдельные проекты обретают и более широкую аудиторию, например, «Атлас профессий будущего», подготовленный нами совместно со Сбером.
— Насколько быстро сегодня перспективные компетенции становятся неперспективными?
— Компетенции будущего — явление по определению динамичное и тесно связанное с процессом развития технологий. Например, четверть века назад умение работать с Excel могло считаться отдельной востребованной компетенцией. Точно так же сейчас мы говорим о промпт-инжиниринге как отдельной компетенции. Однако со временем для большинства людей работа с Excel стала своего рода базовой гигиеной. Аналогично и умение взаимодействовать с генеративными моделями ИИ для решения своих задач через какое-то время займет свое место одной из «галочек» в рамках широкого понятия информационной грамотности. Но для некоторых групп пользователей эта компетенция будет требоваться в расширенном виде — например, для вайб-кодинга (по аналогии с математическим моделированием в Excel как отдельной «продвинутой» компетенцией).
Считается, что жизненный цикл отдельных узкоспециализированных навыков (например, знание конкретного программного обеспечения) сегодня крайне короток — от 2 до 5 лет — то есть он может не охватывать даже периода обучения в университете.
Однако, взяв более широкий профессиональный контекст, мы получим и более длительный жизненный цикл компетенции. Отдельно можно выделить «мягкие» компетенции, которые иногда называют «навыками XXI века» (критическое мышление, коммуникация, умение учиться и так далее), однако некоторые исследователи справедливо говорят об их «вечной» ценности.
Какими компетенциями должен овладевать каждый современный человек, чтобы оставаться востребованным?
Сейчас популярна концепция «T-образного» профессионала, где вертикальная черта «T» означает глубокую экспертизу в одной-двух областях, а горизонтальная представляет собой широкий набор сквозных надпрофессиональных компетенций, которые можно применить в любой сфере. К таковым, например, относятся умение учиться, то есть способность быстро осваивать новое, отсеивать лишнее и адаптировать знания. «Классикой» сквозных компетенций уже стали 4К: критическое мышление, креативность, коммуникация и работа в команде.
Редактировала Марина Селина
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!