Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Личная «теория ценности», или Почему бизнесу нужен научный подход 

Основатель стартапа или владелец компании имеет преимущество, если использует нестандартные подходы к развитию бизнеса. В своей очередной колонке директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Галина Широкова рассказала о научном подходе в предпринимательстве и результатах новых исследований в этой области. 

name

Галина Широкова

Директор Центра стратегического предпринимательства Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, приглашенный преподаватель Института дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук, профессор.

Научный подход в бизнесе 

Теоретизирование обычно считают делом ученых, однако новый подход в стратегии и предпринимательстве TBV (Theory-Based View), или научный подход, показывает: все люди, будь то предприниматели, руководители или даже дети, постоянно строят теории и проверяют их через эксперименты. В бизнесе это означает, что ваши решения всегда основаны на каких-то предположениях о том, как работает рынок, клиенты или технология.

Главная идея TBV: все, что делает предприниматель или руководитель — от поиска возможностей до принятия решений и управления проектами — управляется теориями. Теории формируют то, что вы замечаете, чему учитесь, какие эксперименты проводите и как действуете. Они могут быть явными или скрытыми, простыми или сложными, но их роль всегда критична. Научный подход предлагает сделать эти теории более явными и рациональными, чтобы они реально помогали принимать решения. Вместо того чтобы использовать чужие готовые стратегии или шаблоны, как предписывает нам традиционный академический подход, TBV предоставляет экономическим агентам каркас — инструменты и процессы — необходимые для разработки собственной «теории ценности», которая затем направляет их уникальные действия и решения.

Кроме того, представителей бизнес-среды можно научить более эффективно строить такие теории и применять научный подход. Хотя способность к этому есть не у всех, её можно развивать. Применение научного подхода в бизнесе позволяет создавать более уникальные и прагматичные решения, которые дают реальные результаты. Эмпирические исследования показывают, что компании, которые применяют такой подход, получают ощутимые преимущества: лучше понимают свои рынки, быстрее адаптируются и делают более обоснованные стратегические шаги.

Иными словами: TBV помогает вам мыслить, как ученый, не теряя предпринимательской гибкости, и создавать решения, которые работают именно в вашем бизнес-контексте.

Как ТBV помогает создавать уникальную ценность 

С точки зрения процесса принятия решений, TBV делает акцент на разнообразии убеждений, что резко отличается от традиционных моделей в экономике и стратегии. Классические модели основываются на обработке информации и ограниченной рациональности. Они рассматривают человеческое мышление как ограниченное: ум не может обработать бесконечное количество информации, что приводит к ошибкам и ограниченному принятию решений. Основное внимание в этих моделях уделяется количеству информации и способности людей рационально её обрабатывать для минимизации когнитивных ограничений.

В отличие от этого, TBV смещает фокус с обработки информации на генерацию новых идей и убеждений. Решения часто требуют не просто точного анализа имеющихся данных, а создания новых подходов и концепций. Разнообразие и асимметрия убеждений становятся исходным материалом для новых вариантов действий. То, что традиционно считается ошибкой или предвзятостью (когда убеждения противоречат существующим данным), в TBV рассматривается как источник ценности. Противоречивые или нестандартные убеждения позволяют видеть возможности, которые остаются незамеченными другими. Иными словами, TBV помогает бизнесу использовать уникальные взгляды и «неортодоксальные» идеи как преимущество для создания новых источников ценности.

Научный подход и личность предпринимателя 

В Центре стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург мы рассматриваем сложные взаимосвязи между научным подходом и эффективностью новых предприятий. Мы выяснили, что применение научного подхода предпринимателями и основателями новых фирм создает предпосылки для развития его или ее индивидуальной устойчивости, что в итоге увеличивает шансы успешной работы фирмы. Индивидуальная устойчивость связана со способностью личности преодолевать неудачи, адаптироваться к изменениям, сохранять настойчивость в условиях трудностей и особенно важна в контексте предпринимательства. Поскольку научный метод принятия решений является итеративным и требует постоянного тестирования и корректировки, устойчивый предприниматель способен эффективнее справляться с этим процессом. Эта способность преодолевать трудности и восстанавливаться после ошибок может усиливать положительное влияние научного подхода на результаты фирмы.

Как успех применения научного подхода зависит от экономики страны 

Наше исследование также показало, что успех применения научного подхода при создании новых фирм — стартапов — зависит не только от устойчивости предпринимателя, но и от уровня развития экономики страны. В частности, мы обнаружили, что в странах с инновационной экономикой (например, США, Германия, Япония) для успеха требуется не только устойчивость предпринимателя, но и доступ к капиталу, технологиям и высококвалифицированным кадрам. Здесь личная устойчивость помогает меньше. В странах с экономикой, основанной на эффективности или факторах * (например, Россия, Болгария, Литва, Словакия), устойчивость основателя играет более значимую роль, поскольку ресурсов и поддержки меньше, а предпринимателю приходится полагаться на собственную силу и настойчивость. Таким образом, мы показали, что эффективность научного подхода в предпринимательстве зависит от сочетания личных качеств основателя и условий национальной экономики.

Для проверки модели мы использовали данные новых фирм из 47 стран, основанных студентами-предпринимателями. Этот выбор позволяет исследовать ранние этапы предпринимательства через ответы студентов, которые только начинают собственный бизнес, и дает понимание влияния личных качеств, таких как устойчивость основателя, на результаты в условиях ограниченного опыта и ресурсов, характерных для новых предприятий. Кроме того, данные охватывают широкий спектр стран, что позволяет изучить влияние стадии экономического развития на предпринимательскую активность и эффективность.

С исследованиями Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург можно ознакомиться на странице Центра 

* В глобальной классификации (ВЭФ) экономики делятся на три уровня развития: factor-driven — основанные на факторах (рост за счёт природных ресурсов и дешёвой рабочей силы); efficiency-driven — основанные на эффективности (рост за счёт промышленности, инфраструктуры и повышения производительности); innovation-driven — основанные на инновациях (рост за счёт технологий, знаний и новых бизнес-моделей).