Основатель стартапа или владелец компании имеет преимущество, если использует нестандартные подходы к развитию бизнеса. В своей очередной колонке директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Галина Широкова рассказала о научном подходе в предпринимательстве и результатах новых исследований в этой области.
Галина Широкова
Директор Центра стратегического предпринимательства Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, приглашенный преподаватель Института дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук, профессор.
Теоретизирование обычно считают делом ученых, однако новый подход в стратегии и предпринимательстве TBV (Theory-Based View), или научный подход, показывает: все люди, будь то предприниматели, руководители или даже дети, постоянно строят теории и проверяют их через эксперименты. В бизнесе это означает, что ваши решения всегда основаны на каких-то предположениях о том, как работает рынок, клиенты или технология.
Главная идея TBV: все, что делает предприниматель или руководитель — от поиска возможностей до принятия решений и управления проектами — управляется теориями. Теории формируют то, что вы замечаете, чему учитесь, какие эксперименты проводите и как действуете. Они могут быть явными или скрытыми, простыми или сложными, но их роль всегда критична. Научный подход предлагает сделать эти теории более явными и рациональными, чтобы они реально помогали принимать решения. Вместо того чтобы использовать чужие готовые стратегии или шаблоны, как предписывает нам традиционный академический подход, TBV предоставляет экономическим агентам каркас — инструменты и процессы — необходимые для разработки собственной «теории ценности», которая затем направляет их уникальные действия и решения.
Кроме того, представителей бизнес-среды можно научить более эффективно строить такие теории и применять научный подход. Хотя способность к этому есть не у всех, её можно развивать. Применение научного подхода в бизнесе позволяет создавать более уникальные и прагматичные решения, которые дают реальные результаты. Эмпирические исследования показывают, что компании, которые применяют такой подход, получают ощутимые преимущества: лучше понимают свои рынки, быстрее адаптируются и делают более обоснованные стратегические шаги.
Иными словами: TBV помогает вам мыслить, как ученый, не теряя предпринимательской гибкости, и создавать решения, которые работают именно в вашем бизнес-контексте.
С точки зрения процесса принятия решений, TBV делает акцент на разнообразии убеждений, что резко отличается от традиционных моделей в экономике и стратегии. Классические модели основываются на обработке информации и ограниченной рациональности. Они рассматривают человеческое мышление как ограниченное: ум не может обработать бесконечное количество информации, что приводит к ошибкам и ограниченному принятию решений. Основное внимание в этих моделях уделяется количеству информации и способности людей рационально её обрабатывать для минимизации когнитивных ограничений.
В отличие от этого, TBV смещает фокус с обработки информации на генерацию новых идей и убеждений. Решения часто требуют не просто точного анализа имеющихся данных, а создания новых подходов и концепций. Разнообразие и асимметрия убеждений становятся исходным материалом для новых вариантов действий. То, что традиционно считается ошибкой или предвзятостью (когда убеждения противоречат существующим данным), в TBV рассматривается как источник ценности. Противоречивые или нестандартные убеждения позволяют видеть возможности, которые остаются незамеченными другими. Иными словами, TBV помогает бизнесу использовать уникальные взгляды и «неортодоксальные» идеи как преимущество для создания новых источников ценности.
В Центре стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург мы рассматриваем сложные взаимосвязи между научным подходом и эффективностью новых предприятий. Мы выяснили, что применение научного подхода предпринимателями и основателями новых фирм создает предпосылки для развития его или ее индивидуальной устойчивости, что в итоге увеличивает шансы успешной работы фирмы. Индивидуальная устойчивость связана со способностью личности преодолевать неудачи, адаптироваться к изменениям, сохранять настойчивость в условиях трудностей и особенно важна в контексте предпринимательства. Поскольку научный метод принятия решений является итеративным и требует постоянного тестирования и корректировки, устойчивый предприниматель способен эффективнее справляться с этим процессом. Эта способность преодолевать трудности и восстанавливаться после ошибок может усиливать положительное влияние научного подхода на результаты фирмы.
Наше исследование также показало, что успех применения научного подхода при создании новых фирм — стартапов — зависит не только от устойчивости предпринимателя, но и от уровня развития экономики страны. В частности, мы обнаружили, что в странах с инновационной экономикой (например, США, Германия, Япония) для успеха требуется не только устойчивость предпринимателя, но и доступ к капиталу, технологиям и высококвалифицированным кадрам. Здесь личная устойчивость помогает меньше. В странах с экономикой, основанной на эффективности или факторах * (например, Россия, Болгария, Литва, Словакия), устойчивость основателя играет более значимую роль, поскольку ресурсов и поддержки меньше, а предпринимателю приходится полагаться на собственную силу и настойчивость. Таким образом, мы показали, что эффективность научного подхода в предпринимательстве зависит от сочетания личных качеств основателя и условий национальной экономики.
Для проверки модели мы использовали данные новых фирм из 47 стран, основанных студентами-предпринимателями. Этот выбор позволяет исследовать ранние этапы предпринимательства через ответы студентов, которые только начинают собственный бизнес, и дает понимание влияния личных качеств, таких как устойчивость основателя, на результаты в условиях ограниченного опыта и ресурсов, характерных для новых предприятий. Кроме того, данные охватывают широкий спектр стран, что позволяет изучить влияние стадии экономического развития на предпринимательскую активность и эффективность.
С исследованиями Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург можно ознакомиться на странице Центра
* В глобальной классификации (ВЭФ) экономики делятся на три уровня развития: factor-driven — основанные на факторах (рост за счёт природных ресурсов и дешёвой рабочей силы); efficiency-driven — основанные на эффективности (рост за счёт промышленности, инфраструктуры и повышения производительности); innovation-driven — основанные на инновациях (рост за счёт технологий, знаний и новых бизнес-моделей).
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!