Развитие нейросетей, внедрение новых технологических решений и нестандартных дизайнерских подходов меняет облик креативных индустрий. Меняются и правила игры в формировании профильных бизнесов, и подходы к созданию уникальных решений. Для действующих предпринимателей и тех, кто только планирует создать свой стартап, Институт развития креативных индустрий НИУ ВШЭ (ИРКИ) запустил цикл встреч «Перезагрузка бизнеса — 2026», направленных на развитие бизнес-потенциала. На первом семинаре эксперты и участники рынка обсудили итоги уходящего года и вектора развития отрасли на ближайший год. Встреча проходила в пространстве Creative Hub.
Академический руководитель программы «Перезагрузка бизнеса в креативной индустрии: раскрытие потенциала владельца», автор деловых книг и модератор дискуссии Андрей Мамонтов предложил участникам встречи говорить «не о цифрах, а об ощущениях и чувствах».
«Этот год достаточно потряс именно под конец», – отозвался арт-директор премиального архитектурного бюро SIO Сергей Брюханов.
«Нейросети уже сейчас выдают результат почти чистовой, чтобы его можно было демонстрировать заказчику», и это скоро перевернет всю индустрию, уверен он. Арт-директор считает, что пока еще не все хорошо освоили ИИ-технологии, но «когда это произойдет, 50% дизайнеров станут ненужными».
«Они (нейросети) уже сейчас очень сильно двигают индустрию особенно в графическом дизайне, но до архитектуры и интерьера еще не дошли», хотя «последние обновления Nano Banana (генератор и редактор изображений на базе ИИ от Google – Ред.) и Midjourney (популярная нейросеть, которая создает иллюстрации по промпту – Ред.) выдали колоссальный прорыв», – отметил Сергей Брюханов.
С ним согласен член совета директоров частного парка развлечений «Сказка», президент международного конгресса производителей аттракционов, член подкомитета ТПП по паркам Сергей Кунов. Он рассказал, что «легенду для очередного парка» и маскота бренда вместе с командой они придумывали именно через нейросети. «С кем бы из дизайнеров или архитекторов мы бы не работали — все через нейросети», — признал Сергей Кунов.
Для креативного продюсера и автора иммерсивных проектов Лидии Дасаевой итогом года стала «новая человекоцентричность». Все больше и больше внимания стало уделяться «креативному моделированию, эмоциональному проектированию внутреннего или внешнего клиента», пояснила она. По словам Лидии Дасаевой, в 2025 году мероприятия из простого развлечения превратились в способ донести до сотрудников ценности компании.
В каждом событии которое сегодня организует Лилия вместе с командой, теперь заложен определенный KPI, например: «Есть брокеры – надо воздействовать на них новым скриптом продаж, соответственно, продажи происходят в эмоциональной сфере», – рассказала эксперт. Ее компания специально нанимает психологов, которые «вшивают» нужные идеи,, сами итоги мероприятий оцифровываются и в дальнейшем исследуются и используются корпорациями.
Говоря о перспективах и планах на 2026 год, участники встречи сошлись на том, что в следующем году обязательно пригодится умение создавать новое и уникальное. Главное – не бояться и гасить внутреннего цензора.
Сергей Брюханов отметил, что в этом году мир дизайна радикально поменялся: теперь нет ясного и понятного «лидера» которого можно скопировать, чтобы это «зашло заказчику», каждый хочет что-то уникальное. «Уровень требовательности радикально вырос, заказчики уже не приемлют хороший, но средний результат, а хотят что-то абсолютно новое и креативное, чего еще вообще не было», – говорит он.
Для Сергея Кунова главным итогом уходящего года стало понимание, что в большой компании «все сторонние продукты нужно выделять в отдельный бизнес», чтобы не «разорвать» уже состоявшийся бизнес с выстроенными внутренними процессами и понятными KPI.
Лидия Дасаева уверена, что главным трендом 2026 станет тишина. «Все больше интереса к добрым спектаклям. «Обратите внимание, что все те истории, которые были триггерными через страх, они все ушли – страха и так хватает во внешнем мире», – отмечает она. Однако, по словам Лидии Дасаевой, тишина в 2026 будет не пустой, а как раз, наоборот, наполненной смыслами: тренд на это проявляется уже в 2025, когда «в консерваториях и читальных клубах полные залы» при том, что аудитория все чаще игнорирует громкие мероприятия, отметила эксперт.
Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, преподаватель Наталья Антонова обратила внимание на новую программу дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ «Перезагрузка бизнеса в креативной индустрии: раскрытие потенциала владельца». Здесь, по ее словам, университет решил отойти от конвенционального бизнес-образования, где рассматривается, как управлять компанией, а постараться раскрыть личность самих управленцев и помочь им понять себя.
«Лидерами не рождаются, а становятся, и практические все можно развить», – подчеркнула она. Предприниматели — «сложные люди», которые состоят из противоречий: много работают и хорошо отдыхают, умны, но при этом задаются наивными вопросами. Важным фактором их успеха Наталья Антонова назвала «большую К» – креативность, позволяющую не просто решать повседневные задачи и проблемы, но менять мир вокруг.
В креативной индустрии роль лидера особенно важна, и личностные особенности и кризисы владельца могут значительно влиять на вектор развития компании. Бизнес в творческой сфере во многом является отражением личности его владельца. Утрата гибкости и готовности к изменениям на личном уровне неизбежно тормозит рост самой компании.
В основе новой программы НИУ ВШЭ «Перезагрузка бизнеса в креативной индустрии: раскрытие потенциала владельца» лежат навыки саморазвития и самонаблюдения. Они помогают лучше понять личностный потенциал собственника и использовать его для развития бизнеса.
Автор: Никита Литвинов, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!