Практика передачи бизнеса из поколения в поколение — достаточно распространенное явление в мире. Существуют специальные образовательные программы, которые нацелены на обучение преемственности в семейном бизнесе. Какими они должны быть, и как обстоят с этим дела в России и за рубежом — в новой колонке кандидата психологических наук Юлии Мурзиной.
Юлия Мурзина
Kандидат психологический наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, руководитель гранта РНФ «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса» (2024-2025), руководитель гранта РФФИ «Ценностные ориентации владельцев успешного семейного бизнеса» (2019-2021)
В России семейный бизнес является основой малого и среднего предпринимательства, составляя, по разным оценкам, до 74% всех компаний этого сегмента. Несмотря на такую распространенность, системная подготовка будущих наследников к управлению этими предприятиями находится на начальном этапе. Проблема носит комплексный характер: отсутствует единое юридическое определение семейного бизнеса на федеральном уровне, а рынок образовательных услуг предлагает крайне скудный выбор специализированных программ. Таким образом, потенциальные наследники часто оказываются один на один с комплексными вызовами, для решения которых у них нет ни инструментов, ни системных знаний.
Вместе с тем стоит отметить и положительный опыт обучения преемников для семейного бизнеса в России, например, от ПОА «Сбербанк», Юго-Западного университета, Экономического факультета МГУ и Университета «Синергия», ТПП РФ.
В 2017 году в НИУ ВШЭ была запущена программа «Семейный бизнес в России и за рубежом: проблемы передачи бизнеса», которая работала несколько лет. Она была настоящим пионером, предлагая в 2017 году уникальный для России взгляд на преемственность именно через призму социально-психологических аспектов: личностные качества успешного преемника, гендерные особенности передачи власти, связь семейной истории и бизнес-успеха.
«Эта программа сочетала в себе как новейшие исследования по преемственности бизнеса в России и за рубежом, так и важную контекстуализацию темы наследования бизнеса в связи с такими сюжетами, как история предпринимательства в России, прерванная и восстановленная в постсоветский период или трансмиссия семейных ценностей от прежних поколений, особенно, от основателей бизнеса, к их детям», — добавляет руководитель программы, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская. Рынок подобных программ, по ее мнению, сложился, есть конкуренция, однако существует необходимость не просто их рекламы, а продвижения, что выходит за рамки обычных рекламных усилий.
Международный опыт демонстрирует богатую палитру подходов к обучению преемников, выходящую далеко за рамки традиционных лекций по менеджменту. Зарубежные практики показывают, что эффективное обучение — это погружение в реальный контекст семейного предприятия.
Во-первых, популярен метод обучения через критические события. Студенты разбирают реальные кризисные эпизоды из жизни компаний: неудачные запуски продуктов, конфликты между поколениями, провальные переговоры. Это учит не столько теории, сколько искусству рефлексии и принятия решений в условиях неопределенности.
Во-вторых, крайне интересен подход, известный как «созвездие взаимосвязанных практик». Его суть в том, что нельзя научить управлению бизнесом в отрыве от личности самого наследника и его семейной системы. Обучение строится на пересечении трех сфер: развитие лидерских качеств личности, гармонизация семейных отношений и отработка конкретных бизнес-процедур. Это целостный взгляд на преемника не как на «менеджера», а как на носителя семейных ценностей и будущего лидера.
В-третьих, активно используются нетривиальные учебные ресурсы: документальные и художественные фильмы, графические романы (ред: сюжет передается не только через текст, но и через иллюстрации) и биографии. Например, сериал BBC о старейших семейных компаниях Великобритании позволяет изнутри увидеть историю, культуру и методы разрешения конфликтов, что часто ценнее сухого учебного кейса.
Основываясь на анализе типичных проблем, мы попытались в научной статье* сформулировать конкретные рекомендации по содержанию и формату будущих образовательных программ. Ключевой вывод: обучение должно быть точечно направлено на профилактику семи главных «болевых точек» семейного бизнеса.
По содержанию программы должны включать не только финансы и право, но обязательный социально-психологический модуль. В его рамках необходимо учить:
По методам обучения акцент должен делаться на практико-ориентированные форматы. Это должны быть не лекции, а:
Таким образом, идеальная программа для преемников — это своего рода «дорожная карта», которая помогает семье не просто передать бизнес, а сохранить себя, пройдя через этот сложный процесс с минимальными потерями и максимальным синергетическим эффектом.
* Подготовка преемников для работы в семейных компаниях. Ю.С. Мурзина, В.Б. Утегенова, Научный журнал «Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология».
Редактировала Марина Селина
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!