Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Не платить, чтобы работали

Не платить, чтобы работали

В России, в отличие от многих развитых стран мира, государство готово оказывать финансовую поддержку всем зарегистрированным безработным. Однако размер этой помощи настолько мал, что большинство нетрудоустроенных ей пренебрегают. С другой стороны, именно такой государственный подход стимулирует не засиживаться без дела и быстро находить новую работу. Ученые Центра трудовых исследований ВШЭ посмотрели, как обходятся с безработными в других странах, и предложили меры по усовершенствованию этого института российского рынка труда.

Пособие по безработице — это один из государственных инструментов социальной политики. Его задача — поддержать покупательную способность нетрудоустроенных граждан и помочь им найти работу, соответствующую их профессиональному уровню. Размер пособий и продолжительность их выплат должны быть оптимальными, чтобы, с одной стороны, стимулировать людей активно искать работу, с другой — не вынуждать их соглашаться на первое попавшееся предложение.

Символичный жест

В России прожить исключительно на пособие по безработице практически невозможно. С 2009 по 2018 годы их размер не менялся и составлял от 850 до 4900 рублей в месяц, и большинство зарегистрированных безработных получали его именно в минимальном размере. Согласно новой редакции закона о занятости, вступившей в силу в 2019 году, максимальный размер пособий увеличился до 8000 рублей в месяц, что тоже в лучшем случае достигает 70% прожиточного минимума (размер которого в 2019 году был равен, примерно, 11000 рублей). Минимальный размер пособия составил 1500 рублей. Выплачивается оно, как правило, на протяжении полугода. Есть исключение для безработных предпенсионного возраста (кому до выхода на пенсию осталось не более пяти лет): им целый год платят по 11280 рублей в месяц. 

Большинство россиян, потеряв работу, не регистрируются в службе занятости.

Из 3,6 млн безработных только 690 тыс. человек встали на учет в 2018 году, по данным Роструда. Следовательно, большинство не полагается на эти выплаты, несмотря на то, что в России, в отличие от многих других стран, пособия выплачиваются практически всем зарегистрированным безработным вне зависимости от их возраста, трудового стажа и причины увольнения.

 

С другой стороны, небольшие пособия способствуют высокой мобильности трудовой силы. Россияне избегают статуса безработного и стараются искать новое место занятости, не покинув предыдущее или находясь в состоянии так называемой экономической неактивности — не трудоустроенными, но и не безработными. Более половины соискателей находят новую работу за год, но та не всегда соответствует уровню образования и квалификации работника. Соглашаться на нее людей вынуждает финансовая необходимость — в том числе из-за отсутствия достаточной поддержки со стороны государства. Такая ситуация способствует увеличению разрыва доходов населения и дальнейшему распространению неформальной занятости в России. 

В других странах тоже непросто

Что касается мирового опыта, то на примере 22 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития — это большинство развитых стран мира, — видно, что за последние два десятилетия доля получателей пособий по безработице постоянно снижается. В среднем она составляет 30%, однако между странами есть существенные различия. Так, по данным 2016 года, в Финляндии, Франции и Бельгии пособия получали более 80% безработных, в то время как в Испании, Венгрии и Ирландии — менее 20%.

Также читайте

Как безработица влияет на политическую дестабилизацию в Западной и Восточной Европе

В целом в странах ОЭСР, в отличие от России, безработные подразделяются на разные категории, и выплаты полагаются далеко не всем. Во-первых, важен стаж. Если он не достигает достаточного минимума, то претендовать на получение пособий невозможно. С учетом популярности проектных (временных) работ, эта категория безработных увеличивается. Кроме того, учитывается причина, по которой человек остался без работы. Если он уволился по собственному желанию, то пособия также не полагаются.

Исследователи отмечают, что в странах ОЭСР власти хотят, чтобы пособия стимулировали людей активно искать новую работу. Поэтому в основном выплаты назначаются только тем безработным, кто готов приступить к работе незамедлительно. 

Хотя есть и другие, более малочисленные, категории получателей пособий. Например, те, кто имеют частичную занятость. В некоторых странах ОЭСР закон позволяет им в течение определенного времени рассчитывать на выплаты по безработице. Так, в Швейцарии и Бельгии около четверти получающих пособия — это фактически работающие. 

Среди других категорий — молодые матери, работники предпенсионного возраста и те нетрудоустроенные, которые участвуют в программах служб занятости (например, проходят переобучение) и поэтому временно прекратили поиск работы, — им также полагается материальная поддержка государства.

Также читайте

Осознанный выбор или экономическая необходимость?

В среднем в странах ОЭСР размер пособия достигает 56% от получаемой ранее зарплаты. В одних странах он выше (Люксембург, Швейцария — более 80%), в других ниже (Великобритания, Чехия — порядка 30%).

Продолжительность выплат пособий также варьируется в зависимости от страны и категории безработного. Наименьший срок (три месяца) отмечается в Венгрии, наибольший — до трех лет — в Исландии и Дании. В Бельгии при условии наличия детей в семье пособия выплачиваются бессрочно. 

Что говорит наука

Пособия по безработице, их размер и срок выплат оказывают существенное влияние на рынок труда. Так, исследование австрийского рынка труда показало, что повышение пособия на 4,2% ведет к увеличению длительности пребывания в состоянии безработицы на 2–3 дня. А сам только факт получения пособия уменьшает вероятность нахождения работы на 5–9%.

С другой стороны, ограниченный размер пособий и сокращенный срок их выплат приводят к тому, что соискатель устраивается на работу с более низким окладом, чем у него был раньше, и это ведет к усилению неравенства заработков населения.

Что касается российской системы поддержки безработных, то, по мнению вышкинских исследователей, она нуждается в реформировании. В частности, следовало бы увеличить размер пособий и ввести критерии их получателей, которые бы зависели от профессионального стажа, успешного прохождения переобучения и активности человека в поиске новой работы.
IQ

 

Авторы исследования:
Нина Вишневская, заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ

Анна Зудина, научный сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ

Автор текста:Тарасова Алёна Юрьевна,16 января, 2020 г.