Бизнес-тренинги как инструмент организационных изменений, дилемма молодежи – переехать или остаться в родном регионе, опции знаковых систем, компании «повышенного роста» – истории, которым можно посвящать увесистые тома. Они горячо обсуждаются, постоянно обновляются, пересматриваются и переписываются. Подборка публикаций Издательского дома ВШЭ – в рамках постоянного проекта IQ Media – даст по этим сюжетам актуальную картину.
«Мы натянуты, как тетива. Мужчина напротив меня смотрит в потолок, его сосед шаркает ногами, еще один смотрит в стол. <…> Пальцы барабанят по столу, один участник нервно хихикает. Может, кто-нибудь заговорит?». Это не описание начала заседания суда присяжных и не старт родительского собрания в новонабранном классе. Это кейс того, как порой выглядят бизнес-тренинги. А какими они должны быть на деле, чтобы помогать компании, рассказывает книга «Бизнес-тренинг и фасилитация в организационном развитии» экспертов в этой сфере – Аллы Болотовой и Александры Мартыновой.
По-другому это учебное пособие можно назвать – «Все о тренингах и управлении изменениями». Оно отвечает на вопросы – как и в каких случаях обучение способствует процветанию организации? Как проводить такие занятия – тренинги и рабочие семинары (воркшопы)? Как управлять групповой динамикой? Так, одна из возможных метафор – айсберг: тренер должен видеть не только «надводную» часть работы в группе (ее содержание), но и «подводную» (взаимоотношения: расклад сил, лидерство и пр.).
Ситуаций, требующих усилий по организационному развитию и, соответственно, интервенций в виде обучения, много. Например, нужно изменить управленческую стратегию и корпоративную культуру, улучшить планирование в компании, пересмотреть структуры и роли (посыл – «мы как-то не так организованы»), наладить межгрупповое сотрудничество (уйти от непродуктивной конкуренции), поработать с мотивацией сотрудников и пр. Какие форматы тренингов можно выбрать? Какие подходы? Например:
- социотехнический подход – создание самоуправляемых команд (для роста производительности труда и удовлетворенности сотрудников работой),
- кружки качества – группы сотрудников добровольно и регулярно собираются для выявления факторов эффективности производства (нужно обнаружить проблемы и узкие места),
- построение команды – использование методов обучения интерактивным навыкам для улучшения совместной работы.
Этот список, естественно, можно продолжить.
Как «настроить» доверие в группе?
1. Бизнес-тренер сообщает участникам, что будут проводиться ролевые и деловые игры, дискуссии, причем все это требует активного участия. Вполне вероятны эксперименты и новые способы поведения!
2. Искренность – ключевое правило. Бизнес-тренер призывает участников делиться своими мыслями по поводу происходящего в группе.
3. На занятии важен принцип «здесь и теперь». Обсуждаются не абстрактные ситуации, а то, что можно непосредственно наблюдать в аудитории в разыгранных деловых и ролевых играх и упражнениях, чтобы все участники имели доступ к одним и тем же данным.
4. Неконструктивная критика, навешивание ярлыков – исключены.
Еще один значимый нюанс: в группе стоит прокачать коммуникативные навыки. Среди них – умение описывать поведение и свои чувства, активно слушать, давать обратную связь и пр.
Отдельный сюжет книги – как применять фасилитацию, «дирижировать» коммуникацией. Так что, если вы запланировали изменения в организации, «Бизнес-тренинги…» вам точно пригодятся.
Внутренние миграции молодежи связаны с вопросами: уехать в поисках лучшей жизни или найти себя в родном регионе? Что усиливает привязанность к малой родине? Что, напротив, уводит за ее пределы? Чем молодые люди гордятся в своем городе или селе?
Книга «Парадоксы локальной идентичности: как молодежь ищет место под солнцем» под общей редакцией Валерии Касамара и Юлии Беловой анализирует, как россияне в возрасте от 22 до 35 лет воспринимают свой регион и связывают ли с ним свое будущее. Интервьюировались жители четырех очень разных регионов: Псковской и Челябинской областей, Камчатского края и Карачаево-Черкесской республики. Первый регион ассоциируется с культурно-историческим наследием (один из примеров – Пушкинские Горы), второй – промышленный центр; третий располагает уникальным природным ландшафтом, четвертый – поликультурный регион с преобладанием ислама. Каково «чувство места» у жителей этих регионов?
Территориальная идентичность отражает ощущение принадлежности (к стране, региону, городу) и включенности в местное сообщество. Локальная идентичность – связь с родным городом / селом – проводник между эмоциями, верованиями, поведением и географическим контекстом. В привязанность к месту «встроены» также воспоминания, культурные и исторические ассоциации, круг общения. Так в каких регионах какая локальная идентичность?
Не вдаваясь в подробности ее типологии (а она в исследовании – четкая и тщательная), приведем лишь ряд наблюдений исследователей – на данных интервью.
– Псковская область воспринимается как тихий, спокойный, уютный уголок России со множеством туристических маршрутов. Многие респонденты искренне привязаны к родным местам. Но разочаровывают имеющиеся опции трудоустройства. Из-за дефицита вузов молодежь едет учиться в другие регионы. В спортивной и культурно-досуговой инфраструктуре – тоже пробелы. Не удивительно, что часть молодых псковичей переезжают в поисках лучшей жизни. «В то же время, уехав, они могут испытывать эмоциональную привязанность к малой родине, и эта привязанность <…> конвертируется в помощь малой родине и заботу о ней», – уточняют исследователи. Немало и тех, кто не готов уезжать, а хочет преобразить родную местность.
– В Карачаево-Черкесии локальная идентичность тесно связана с этнической идентичностью, семьей и родом. Местная молодежь подчеркивает преемственность поколений, сплоченность и отзывчивость местного сообщества. Чувство привязанности к городу формирует, в частности, Карачаево-Черкесский государственный университет. Среди «выталкивающих» факторов – отсутствие разнообразия карьерных траекторий. Однако отток сочетается с возвращением: притягивает местное сообщество.
– Челябинские респонденты расценивают свою родину как «город возможностей», в том числе, в плане работы. Они ощущают свою нужность, востребованность. Местные промышленные предприятия – мощный фактор локальной идентичности. Здесь активно развиваются наука и инновации. Но ряд экологических проблем и ориентированность на промышленный сектор провоцируют частичный отток населения.
Так или иначе, очевидно, что с локальной идентичностью можно и нужно работать – создавать больше карьерных, образовательных и досуговых возможностей, больше оснований гордиться малой родиной. Все же «чувство места» – вполне конкретная категория, нуждающаяся в поддержке и развитии.
Книга Сергея Зенкина «Семиотика культуры» – подробный рассказ о знаках и их функциях, подходах к знакам и их трактовке.
«Знаком является все, что может быть взято как значащая замена чего-то другого, – остроумно замечал культуролог, специалист по семиотике Умберто Эко. – Это “нечто другое” не обязательно должно существовать <…>. В таком смысле семиотика <…> – это дисциплина, изучающая все то, что может использоваться для лжи». Автор «Имени Розы» немного преувеличил, зато как красиво!
Кажется, что семиотика может ассоциироваться со знаком бесконечности. Она находит себе место в массе сфер: от лингвистики, криптографии – до рекламы и маркетинга. Так, культурные коды помогают осознанному брендингу. Семиотический, связанный со знаками подход дает возможность транслировать через бренд глубокие смыслы и ценности, вписать бренд в живую культурную среду, вызвать нужный сенсорный отклик у аудитории.
У знаков – масса функций: часто выделяют коммуникативную, эстетическую, когнитивную, регулятивную и др. Знаки дают неограниченное пространство для игр. И все же главное – добраться до их смыслов. Ключи к «расшифровке» знаков – в книге «Семиотика культуры».
Особенности масштабирующихся организаций – скейлап-компаний – рассмотрены в аналитическом докладе Высшей школы бизнеса ВШЭ «Российские быстрорастущие компании в период экономической нестабильности» под общей редакцией Дана Медовникова и Станислава Розмировича.
Интерес к феномену таких организаций понятен. Они ощутимо влияют на развитие национальных экономик благодаря стремительному росту доходов от реализации ими своей продукции. Быстрорастущие компании (БРК) активно создают новые рабочие места, повышают уровень занятости, участвуют в процессах инновационного развития.
Доклад основан на данных статистики, корпоративных отчетах, опросах предприятий. Какова динамика БРК? Каково их участие в технологических секторах? Какие меры поддержки используют за рубежом (в Европе, Азии, Северной Америке) для поддержки скейлап-компаний? Что с экспортно-импортными операциями?
«Введенные против России санкции не остановили внешнеэкономическую деятельность БРК, – указывают исследователи. – Гораздо более серьезно на замедление экспорта этих компаний повлиял подъем спроса на продукцию БРК внутри России, в результате чего имеющиеся производственные мощности оказались загружены заказами для отечественных потребителей. Санкционный кризис подстегнул темпы движения компаний по пути локализации».
Но не будем раскрывать деталей – стоит почитать первоисточник, доклад. Добавим лишь, что БРК проявляют оптимизм при оценке будущего роста. В сумме роста ожидают больше половины компаний, заключают эксперты.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!