Начальник гестапо Генрих Мюллер в исполнении Леонида Броневого — ярчайший антигерой в фильме «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Мастер психологического давления, виртуоз интриг, он постоянно держит коллег в напряжении. Он без труда читает чужие мысли, выпытывает нужную информацию. Но и у Мюллера есть очевидные слабости, отмечает в «сериале» IQ Media о киноперсонажах-лидерах эксперт по эмоциональному интеллекту Виктория Шиманская.
Виктория Шиманская
Автор методики развития эмоционального интеллекта, преподаватель практического курса Центра управления и коммуникаций ВШЭ
Содержание:
Сразу подчеркнем: в статье речь — не о реальном Генрихе Мюллере (его жизнь и преступления анализируют историки и криминалисты), а о его образе в кино, интерпретации характера. Персонаж, гениально сыгранный Леонидом Броневым, вызывает интерес у психологов и профайлеров. Последние могут поучиться у него — киношный Мюллер непревзойденно считывает эмоции людей. А дальше — делает свои выводы, выстраивает собственную игру.
Афоризмы этого антигероя впору издавать отдельным сборником: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться!», «Ясность — это одна из форм полного тумана», «Не зарывайтесь, Штирлиц, не зарывайтесь», «Верить в наше время нельзя никому <…>. Мне — можно». Примеров его хлестких суждений немало. Начальник гестапо в фильме видит людей насквозь, всегда умеет добыть нужную информацию, разоблачить «очередное коварство».
Недоверчивый, нервный, желчный, страдающий бессонницей Мюллер — далеко не главный персонаж «Семнадцати мгновений весны». Тем не менее, он постоянно приковывает к себе внимание, вызывая антропологический интерес. Не случайно колоритный антигерой «навеки поселился» и в анекдотах о Штирлице.
Проницательность и методичность делают Мюллера опасным противником для Штирлица, а сдержанность и профессионализм создают образ виртуоза своего дела.
Мюллер и его подчиненные с готовностью выполняют кровавую и грязную работу. По сюжету они часто участвуют в интригах. При этом у Мюллера заметны признаки разочарования и эмоционального выгорания. Он резко реагирует на многие ситуации, демонстрирует скептицизм и отвращение к коллегам-карьеристам: «Не очень-то я верю тем, кто вертится вокруг начальства и выступает без нужды на наших партийных митингах. Бездари, болтуны, бездельники».
Группенфюрер порой рассуждает предельно откровенно: «Они все фантазеры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы». Но, как бы резко он ни высказывался, он продолжает делать свое дело, остается «беспощадным к врагам рейха».
Антигерой обладает выдающимся эмоциональным интеллектом, особенно в умении считывать людей. Этим он опасен не только для врагов, но и для своего окружения.
Мюллер мгновенно улавливает фальшь, замечает малейшие изменения в поведении людей и использует это в своей работе. Его способность к наблюдению делает его идеальным следователем: он не упускает деталей и обычно держит ситуацию под контролем.
Мюллер умело управляет эмоциями (хотя Штирлиц и Шелленберг в этом – тоже мастера). Его состояние выдает лишь легкий нервный тик. Сначала эта художественная деталь была случайностью — Леониду Броневому просто натирал шею воротник. Но рефлекторное движение актера решили использовать как психологический штрих к портрету Мюллера, свидетельство «неуправляемого» проявления эмоционального состояния.
Генрих Мюллер — человек системный, хороший аналитик. При этом он не блокирует эмоции. У него очень живая мимика и интонации. Он демонстрирует внешнюю расслабленность в сравнении со Штирлицем, который всегда как натянутая струна. Мюллер редко прибегает к откровенным угрозам. Он предпочитает психологическое давление, создавя у собеседника ощущение, что сопротивление бесполезно. Этот персонаж умеет задавать вопросы так, что человек сам выдает необходимую информацию, порой дажене осознавая этого.
Эмоциональный интеллект делает Мюллера сложным и многослойным персонажем. Этот антигерой — профессионал своего дела, который действует рационально и методично. Ум и эмоциональный интеллект, проницательность и способность к манипуляциям делают Мюллера не просто грозным противником для Штирлица, но и воплощенным «серым кардиналом». Он действует в тени, однако при этом контролирует ситуацию. Или же почти контролирует.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!