Искусственный интеллект – это не только про ИТ-гигантов Yandex, Sber и другие. Даже небольшие компании находят способы внедрить ИИ в свои процессы, чтобы стать эффективнее, быстрее и конкурентоспособнее. В нашем новом цикле статей мы разберем реальные примеры того, как малый и средний бизнес применяет технологии ИИ на практике. В конце статьи приведем краткий справочник инструментов для быстрой навигации.
Максим Антюшин
Эксперт и преподаватель программы МВА «Операционная эффективность бизнеса» Бизнес-школы НИУ ВШЭ–Нижний Новгород. Описание программы доступно по ссылке. Начальник управления цифровых технологий в проектном офисе правительства региона «Горький Тех». Эксперт в области ИИ и цифровой трансформации. Руководил разработкой интеллектуальных систем, включая платформы для анализа СМИ, виртуальных ассистентов и носимых устройств для диагностики здоровья. Реализовывал проекты для Yandex Market, Ростелеком и Virgin Connect и др.
Содержание:
В первую очередь давайте проясним понятия аппарата, используемые в теме искусственного интеллекта.
Для простоты, для сокращения времени мы будем использовать термин ИИ.
Исходя из определений ИИ — это лишь инструмент, который мы можем направить во благо или нет. Как сказал дядя Бен в комиксах издательства Marvel с участием Человека-паука: «С большой силой приходит большая ответственность».
Отдельно стоит оговориться, что не во всех компаниях заведется процесс применения ИИ. Все зависит от корпоративной культуры, каким образом происходит взаимодействие внутри компании. Открыты ли вы с вашей компанией новым изменениям или же противник новых инструментов и методов работы.
Если руководитель не доверяет сотрудникам, все перепроверяет и все задачи пропускает через свой микроменеджмент, то никакие современные инструменты не приживутся. Еще раз: главное не декларировать, а следовать.
Широкую известность ИИ получил в конце 2022 года, когда Open AI выкатила ChatGPT. Но на самом деле использование принципов текущего искусственного интеллекта использовалось задолго до 22 года. Раньше хайповая тема была BigData, и машинное обучение без использования которых мы бы захлебнулись от фрода в банковских операциях, СПАМе в почтовых ящиках и др.
Можно выделить несколько уровней погружения в использования ИИ инструментов:
1. Ручной промтинг — взаимодействие с ChatGPT и аналоги. Когда вы спрашиваете, как у человека, любой вопрос.
2. ИИ-ассистенты. Использование кастомных GPTs или готовых, которые заточены под конкретную роль: анализ аудитории, CustDev, написание научных статей, скоринг лидов и др.
3. ИИ-агенты. Автономные ИИ-агенты, которые сами запускаются при каких-то триггерах и выполняют комплексные задачи.
Промпт — это команда, которую вы даете ИИ, например как техническое задание (ТЗ), которое вы бы поставили сотруднику. Если вы получаете неудовлетворительный ответ от ИИ, вероятно, проблема кроется в некачественном промпте.
<Роль> + <Контекст> + <Конкретная задача, в каком виде нужен результат> + <Опционально: методология>
1. Роль: Определите, какую роль должен играть ИИ в решении задачи.
2. Контекст: Укажите все необходимые детали и условия, которые влияют на задачу.
3. Конкретная задача: Четко сформулируйте, что именно нужно сделать, и укажите формат ожидаемого результата.
4. Методология (опционально): Если применимо, укажите методологию или подход, который должен использовать ИИ. Например: используют методологию «ТРИЗ».
1. Ролевые игры – нейросети. Выявить все мыслимые или немыслимые ошибки в вашей презентации, с которой завтра выступать.
2. Выступить в роли жесткого оппонента по защите диссертации.
3. Найти все причины почему вас не должны взять на конкретную вакансию по вашему резюме.
4. Так же можно попросить ИИ обосновать, какие контрмеры можно применить на возникшие возражения.
Чтобы каждый раз не прописывать подробный промт, можно создать ИИ-ассистента GPTs на базе ChatGPT (платная функция) или выбрать из маркетплейса уже готовый из 1000+ вариантов (доступно на бесплатном тарифе). Функция прячется под кнопкой "Explore GPTs".
Причем сам ChatGPT поможет вам это сделать: в отдельном диалоге отправляем промт:
«Я хочу сделать GPTs, задачей которого будет <<описать >>, помоги мне составить промт, который я вгружу в мой GPT для его настройки.
Запроси у меня всю необходимую информацию и вопросы, а затем пришли готовый промпт.»
Результатом ответов на вопросы у вас получится готовый промт, который нужно будет вставить при добавлении на + собственного GPTs.
Примеры GPTs:
Важно: базу знаний формируйте в отдельном файле и ссылайтесь на этот файл в промт запросе при создании, Например: «...используй информацию по работе офиса из файла base_of_knowledge.txt». Эта мера предосторожности поможет уберечь ваши нервы при спонтанной блокировки вашего аккаунта. Таким образом, все ваши знания останутся у вас, и вы быстро сможете поднять повторно сервис.
Для примера можно взять:
— Marketing Research and Competitive Analysis — популярное решения по анализу конкурентов, анализу архитектуры посадочных страниц и другой необходимой информации.
— Пример промта: Составь анализ российского рынка юридических услуг в сфере арбитражных дел для компании включив следующие элементы:
1. Составь список из 10 ключевых прямых конкурентов, указав их сайты включая крупные юридические фирмы например «Пепеляев Групп» «Егоров Пугинский Афанасьев и партнёры» онлайн-платформы и экспертов продающих авторские услуги например отраслевых арбитражных юристов или авторов курсов по корпоративным спорам.
2. Аргументируй выбор каждого конкурента выделив их сильные стороны уникальные методики например алгоритмы оспаривания решений целевую аудиторию крупный бизнес стартапы госструктуры репутацию рейтинги кейсы в арбитражных судах охват регионы международная практика.
3. Проведи CJM-анализ для 3-5 топ-конкурентов определив этапы пути клиента от осознания проблемы например спор с контрагентом до заключения договора каналы трафика SEO с указанием ключевых слов контекстную рекламу с примерами объявлений соцсети LinkedIn Telegram-каналы партнёрства с аудиторскими компаниями воронки продаж методы конверсии заявок через бесплатные консультации анализ судебной перспективы демо-доступ к базе кейсов Сделай акцент на стратегиях влияющих на долю рынка например автоматизация подачи исков фокус на узкие ниши Укажи конкретные примеры назови фирмы ссылки на кейсы точные каналы трафика избегай общих фраз.
— Докидываем: Составь таблицу с 10 конкурентами, активно использующими маркетинг для продвижения юридических услуг в РФ (2024). Для каждого конкурента: 1. Лид-магниты : перечисли бесплатные материалы (шаблоны договоров, гайды по защите прав, чек-листы для проверки документов) с точными названиями, ссылками и форматами (PDF, видео, доступ в Telegram). 2. Вебинарные воронки: укажи ссылки на страницы регистрации бесплатных вебинаров (например, «Как избежать штрафов при регистрации бизнеса»). Таблица должна включать: | Конкурент | Лид-магнит (тема, ссылка, формат) | Ссылка на вебинар |. Примеры конкурентов: юридические компании (например, «Право.ru», «Юрист24»), практикующие юристы (Иванов И.П., Петрова А.С.), онлайн-платформы (например, «Документика», «Юридическая защита 365»). Только конкретные данные: названия, ссылки, форматы. Общие фразы исключены.
— CustDev Expert — быстрая подготовка интервью с клиентами, валидации гипотез и анализа их потребностей.
— Jobs to be done Pro | JTBD Analysis & Insights — для глубокого анализа JTBD (Jobs To Be Done), выевляет реальные задачи клиентов, сегментирует аудиторию и помогает создавать продукты, которые действительно нужны рынку.
— Project Manager Buddy — Project Management — Помогает быстро привести в порядок идеи проекта: на выходе — готовый план, график и советы по управлению
ИИ-агент — это программа, которая самостоятельно решает задачи, используя логику, внешние данные и инструменты. В отличие от обычных моделей ИИ, которые только генерируют ответы на основе имеющихся знаний, агенты могут взаимодействовать с миром: искать информацию в реальном времени, вызывать API, обновлять базы данных и даже выполнять действия (например, бронировать билеты).
1. Модель — «мозг» агента. Это языковая модель (например, Gemini), которая анализирует запросы, рассуждает и принимает решения.
2. Инструменты — «руки и глаза» агента. Через них он получает данные (поиск в интернете, базы данных) или совершает действия (отправка email, управление умным домом).
3. Слой оркестровки — цикл «наблюдение-рассуждение-действие». Агент анализирует ситуацию, выбирает инструмент, выполняет действие и корректирует план на основе результата.
— Пример 1: Бронирование рейса
Пользователь: «Найди рейс из Москвы в Париж на выходные».
Агент:
— Пример 2: Генерация кода
Запрос: «Напиши Python-скрипт для анализа данных».
Агент:
— Пример 3: Актуальная информация
Через RAG (Retrieval-Augmented Generation) агент подключается к базам данных или документам компании, чтобы давать ответы на основе свежих данных, а не только обученных.
Агенты преодолевают главный недостаток ИИ-моделей — зависимость от устаревших данных. Они действуют как «умные помощники», которые не только знают, но и умеют: ищут, проверяют, учатся и адаптируются.
ИИ-агенты — это шаг к системам, которые работают не вместо человека, а вместе с ним, беря на себя рутину и оставляя творчество и стратегию за людьми.
1. Автономные агенты
— ИИ-агенты будут планировать встречи, бронировать билеты и вести переписку.
2. Гиперперсонализация
— Алгоритмы Spotify не просто рекомендуют музыку, но и создают уникальные миксы на основе данных о погоде, вашем настроении и других данных, чтобы сделать ваш пользовательский опыт невероятным.
3. Этика и регулирование
— Европейский Союз разработал и ввел в действие “Акт об ИИ”. Возможное ужесточение этической стороны использования ИИ.
В скором времени ИИ станет как электричество — невидимым, но критичным для всех процессов.
1. Начните с малого: автоматизируйте одну рутинную задачу.
2. Инвестируйте в свое время и время коллег в изучение инструментов ИИ.
3. Действуйте.
Если после этой статьи вы всё ещё сомневаетесь, вспомните историю Kodak. Они изобрели цифровую камеру, но испугались перемен. Историю Motorola, Nokia и другие. Не повторяйте их ошибку — начните диалог с ИИ уже сегодня.
Чтобы быть во всеоружии и внедрять ИИ в бизнес-процессы уже сейчас, нужны дополнительные знания и навыки. В современном менеджменте важны анализ, оптимизация и автоматизация бизнес-процессов во всех направлениях: в производстве, сервисе, маркетинге, финансах, исследованиях и разработках, управлении персоналом, отмечает Михаил Шушкин, руководитель программы «МВА – Операционная эффективность бизнеса», профессор НИУ ВШЭ.
По словам Михаила, при формировании образовательного процесса на программе авторы исходят из идеи о том, что менеджмент должен быть технократичным: «Он должен основываться на аналитике, конкретных не субъективных метриках, алгоритмах и оцифрованных бизнес-процессах. Одним из наиболее перспективных направлений повышения операционной эффективности бизнеса является искусственный интеллект. Уже сейчас менеджеры и маркетологи активно используют его в проведении маркетинговых исследований, совершенствовании производственных процессов и логистики».
ИИ все чаще становится инструментом в арсенале топ-менеджеров, ответственных за операционную эффективность. Директора по операционной деятельности, по финансам, по цепочкам поставок и по цифровой трансформации и другие, используют ИИ для прогнозирования спроса, оптимизации затрат, автоматизации логистики и принятия стратегических решений, отмечает Михаил Шушкин. Благодаря этому компании добиваются большей гибкости, снижения издержек и устойчивого роста.
В рамках этих задач Бизнес-школа НИУ ВШЭ Нижний Новгород проводит обучение на программе MBA «Операционная эффективность бизнеса» — как шаг к углублению профессиональных компетенций в области анализа, оптимизации и цифровизации процессов».
Михаил Шушкин — Руководитель программы «МВА – Операционная эффективность бизнеса»;
Профессор НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой маркетинга, эксперт по проведению маркетинговых исследований и построению маркетинговой стратегии компании. Среди клиентов ГК «Лукойл», «IKEA», торговые центры «МЕГА».
1. https://chat.openai.com — ChatGPT
2. https://claude.ai/ — ClaudeGPT
3. https://chat.deepseek.com — Китайский анлог ChatGPT (доступ из России)
4. https://www.perplexity.ai/ — Поисковая система, которая найдет, обобщит источники и даст отчет по заданной теме (доступ из России)
5. https://grok.com/ — аналог ChatGPT от Илона Маска
6. https://chat.qwen.ai — универсальная GAI (доступ из России)
1. https://make.com/
2. https://n8n.io
3. https://zapier.com
4. https://ifttt.com/explore
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!