Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Как будут регулироваться креативные индустрии

В феврале 2025 года в России вступил в силу закон о правовом регулировании креативных индустрий.

Законопроект преследует несколько стратегических целей:

  • создание условий для самореализации граждан на основе использования творческого и интеллектуального потенциала, повышение уровня занятости граждан в сфере креативных индустрий;
  • развитие креативной экономики, основанной на широком использовании результатов интеллектуальной деятельности;
  • стимулирование развития креативных индустрий и предпринимательской деятельности в этой сфере;
  • обеспечение равных возможностей доступа субъектов креативных индустрий к мерам государственной поддержки; 1
  • стимулирование создания креативных продуктов, увеличения объёма нематериальных активов и обеспечение охраны и защиты прав на креативные продукты; 1
  • поддержка образовательной деятельности и развития компетенций в сфере креативных индустрий.

Согласно закону, в сфере креативных индустрий вводятся основные понятия.

Креативная индустрия — экономическая деятельность, связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью. 1

Креативный продукт — результат интеллектуальной деятельности или совокупность результатов интеллектуальной деятельности, а также продукция, работы, услуги, добавленная стоимость которых обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации. 1

Субъект креативной индустрии — физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие коммерческую деятельность по созданию, продвижению на внутреннем и внешнем рынках, распространению и (или) реализации креативного продукта и соответствующие критериям отнесения к субъектам креативных индустрий.

Одним из ключевых нововведений стало создание единого реестра субъектов креативных индустрий. Это позволит систематизировать информацию о участниках креативного сектора и обеспечить им доступ к мерам государственной поддержки. При этом закон устанавливает четкие критерии для включения в реестр, что обеспечивает прозрачность и объективность процесса.

Для создания благоприятных условий развития креативных индустрий федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ могут предоставлять меры поддержки в сфере креативных индустрий. Государственная поддержка в сфере креативных индустрий может быть финансовой, имущественной, образовательной, информационной, она предоставляется тем субъектам креативных индустрий, «которые способствуют укреплению общероссийской гражданской идентичности (в том числе на основе региональных особенностей и народных традиций соответствующей территории), развитию национальной культуры и экономики, популяризации науки и культуры, продвижению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (цитата из ФЗ).

Что относится к креативным индустриям

  • индустрии, основанные на историко-культурном наследии (включая народные художественные промыслы, ремесла, деятельность галерей, деятельность по представлению обществу музейных предметов и музейных коллекций, производство продукции с использованием изображений музейных предметов, музейных коллекций, зданий музеев и иных объектов культуры и культурного достояния);
  • индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства (включая литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, хореографические произведения, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, фотографические произведения и другие произведения), результатах издательской деятельности, результатах исполнительской деятельности (включая исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, в том числе театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные театрально-зрелищные представления) и фонограммах;
  • индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях (включая обработку данных и разработку программного обеспечения, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, создание компьютерных игр и видеоигр, деятельность по созданию и распространению информации, рекламную деятельность, деятельность аудиовизуального сервиса, создание и использование иных результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете, для распространения в средствах массовой информации), деятельности средств массовой информации, деятельности в сфере связей с общественностью;
  • индустрии, основанные на прикладном творчестве (включая создание и производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и сценографическое искусство, дизайн, архитектуру, гастрономию).