Чем креативность отличается от инноваций? Как они взаимодействуют друг с другом? Как развиваются инновации и креативная экономика в ведущих мегаполисах мира? Об этом в новом выпуске проекта LessON рассказала Виктория Боос, заведующая лабораторией исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Виктория Боос
Заведующая Лабораторией исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Здравствуйте, меня зовут Виктория Боос, я - ведущий эксперт Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и занимаюсь исследованиями в области креативных индустрий.
Этот сектор экономики сегодня получает заслуженное внимание от властей и бизнеса: 2021 год был годом креативной экономики, в России в этом же году была принята Концепция развития креативных индустрий, годом позже - план по ее реализации, а в следующем году будет создан Федеральный центр развития креативных индустрий. При этом такая активность проходит не только на федеральном уровне, но ее поддерживают и регионы, и города. Те или иные креативные индустрии в числе стратегических приоритетов развития отражают почти 90% регионов, почти в 20 есть институты развития креативных индустрии.
Вместе с тем, иногда не совсем понятно, как связаны креативные индустрии с еще одним современным направлением развития экономики - инновациями и как они взаимодействуют друг с другом в городах.
Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, воплотившийся в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, метода ведения бизнеса, организации рабочих мест или внешних связей.
Креативный продукт – это продукт, это продукт которые требует при своем создании не только новизны, а индивидуального творчестве, и далеко не всегда является более совершенным или экономически эффективным, а скорее просто является общественно одобряемым.
Инновации могут возникать в любых индустриях, а вот к креативным индустриям, то есть индустриям, создающим творческий продукт, относится не такой уж и широкий перечень отраслей. Как правило к ним причисляют как современные и достаточно коммерческие индустрии информационные технологии и производство видеоигр, рекламу и пиар-индустрию, архитектуру и дизайн, так и культурно ориентированные: исполнительские и изобразительные искусства, музейное, библиотечное и галерейное дело.
Таким образом, развитие инноваций сопряжено с прогрессом, технологиями и улучшенными экономическими характеристиками, а развитие креативной экономики – с реализацией индивидуального человеческого потенциала и смысловым разнообразием товаров и услуг.
Тем не менее эти концепции могут не просто сосуществовать, но и усиливать и дополнять друг друга.
Давайте рассмотрим, как это происходит в больших и успешных городах.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы провели исследование, а именно разработали рейтинг инновационной конкурентоспособности мировых городов HSE Global Cities Innovation Index (HSE GCII). При формировании системы показателей рейтинга использовались международные базы данных, позволяющие сравнить города выборки, не беря в расчет субъективные оценочные характеристики (опросы общественного мнения или экспертов) и внутренние информационные ресурсы городских администраций, недоступные для широкого круга пользователей и не обеспечивающие возможности сопоставления городов друг с другом).
Уровень развития киноиндустрии определялся по данным о ее лидерах, содержащимся в рейтинге IMDb, на официальных сайтах международных кинофестивалей и Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров FIAPF. Разработчики популярных видеоигр выявлялись по спискам участников Steam, The Game Awards, Esports Earnings и Gamescom. Лидеры музыкального мира определялись по данным ресурсов Billboard, Spotify и The International Opera Awards. Крупнейшие представители модной индустрии оценивались по информации, содержащейся на платформах Fashion United, FARFETCH, NET-A-PORTER, Luisa Via Roma и Mytheresa. Топовые рекламные компании были идентифицированы с помощью сайтов Effie Awards, PRovoke Media, Cannes Lions International Festival of Creativity и D&AD. Для выявления лидеров архитектуры и промышленного дизайна использовались сведения о лауреатах премий The Pritzker Architecture Prize, World Architecture Festival Awards,A’ Design Award, iF design Award и Red Dot Design Award. Расчеты индикаторов раздела «Искусство» проводились по данным Японской художественной ассоциации, ArtReview, Artprice, рейтингов QS и THE.
Ведущие глобальные центры инновационной привлекательности сочетают и инновационный хайтек, и индивидуальное творчество. География городов-лидеров охватывает практически все Северное полушарие со всем многообразием деловых культур, творческих традиций и управленческих практик восточных и западных центров инноваций. Среди них Лондон, Нью-Йорк, Токио, Пекин, Париж, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Шанхай, Сеул и Москва. Их позиции на вершине рейтинга обеспечены прежде всего высокими оценками по блокам показателей технологического развития и креативных индустрий (например, Нью-Йорк –4-е и 2-е места соответственно, Токио – 3-е и 5-е, Пекин – 1-е и 10-е, Париж – 9-е и 4-е)
6 из 10 городов по уровню развития креативных индустрий – Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон, Лос-Анджелес, Пекин и Париж – одновременно являются глобальными лидерами венчурного бизнеса. В этих городах высоко развито не только культурное ядро (искусство и литература), но и мода, кино и анимация, реклама и пиар-индустрия.
Креативность как следствие развития инноваций. Китайский Шэньчжэнь можно по праву назвать одной из «звезд» нашего рейтинга.Он занимает 1-е место в мире по числу лидеров промышленного дизайна – дизайн-бюро и дизайнеров, отмеченных в профессиональных рейтингах: их здесь 28, что в два с лишним раза больше, чем у ближайшего конкурента – Токио (13). За свою непродолжительную историю в статусе города (до 1979 г. это была рыбацкая деревня) Шэньчжэнь получил широкое мировое признание в разных «номинациях». Он известен как «глобальная фабрика» и Кремниевая долина Китая. С Шэньчжэнем связан переход национальной производственной философии от индустрии копий шаньчжай к культуре оригинального дизайна, соединяющей высокие технологии и креативный сектор.
Город находится на 8-м месте в мире по числу высокотехнологичных компаний (54) и на 9-м –по числу компаний-единорогов (27).Среди них – телекоммуникационный гигант Huawei, производитель электромобилей BYD, создатель дронов DJI и IT-холдинг Tencent. Таким образом, успех дизайн отрасли в Шэньчжэне обязан спросу со стороны производителей электроники. С другой стороны вклад в него вносит специальная программа привлечения талантов – «Павлин», предлагающая выдающимся ученым и изобретателям, руководителям глобальных тех компаний и университетов,признанным звездам мира искусства и креативных индустрий, финансовые стимулы для переезда в Шэньчжэнь.
Креативно и инновации развиваются параллельно. Сеул по праву занимает 6-е место в рейтинге самых креативных городов, а по некоторым индустриям –промышленному дизайну, играм и музыке – и вовсе входит в мировой топ-5. Более того, столица Республики Корея, будучи одним из немногих городов первой десятки вне англосаксонского мира, опережает другие мегаполисы по числу лучших музыкальных альбомов. Несмотря на то что три наиболее развитые в Сеуле креативные индустрии имеют мало «родственных» связей (промышленный дизайн) принадлежит к категории функционально ориентированных креативных индустрий, тогда как игры и музыка – медиаотрасли), отметим общие факторы, сыгравшие существенную роль в их успехе. К ним относятся: всестороннее государственное участие, отношение к креативным индустриям как к призванию и использование передовых бизнес-стратегий.
Креативность вдохновляет на развитие инноваций. Наиболее выдающихся успехов в сфере рекламы и пиара добилась Лима: столица Перу входит в тройку лидеров соответствующего рейтинга, опережая все остальные города HSE GCII 2023 по числу наиболее эффективных рекламных агентств, отмеченных международной премией Effie (16 компаний). В свою очередь, бразильский Сан-Паулу уступает лишь Нью-Йорку, Лондону и Парижу по числу производителей рекламы – лауреатов самого престижного отраслевого конкурса «Каннские львы» (4). Одним из факторов развития успеха рекламной индустрии в Латинской Америки и маркетинговых инноваций соответственно является особый тип креативности, присущий этим странам. Его чертами являются: исторические традиции иероглифической письменности, нарративный тип культуры, внимание к простому человеку, вера в рекламу как к источнику достоверной информации.
Итак, подведем итог. Что мы узнали сегодня?
Креативность и инновации, будучи близкими понятиями, имеют существенные различия. В инновациях важны новизна, экономическая эффективность и технологичность. В креативности - индивидуальное творчество и общественное благо.
Вместе с тем опыт развития больших успешных городов показывает, что взаимодействие креативных индустрий и инноваций дает особенно интересные и примечательные результаты, такие как
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!