Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Как креативность влияет на экономику мегаполисов

Чем креативность отличается от инноваций? Как они взаимодействуют друг с другом? Как развиваются инновации и креативная экономика в ведущих мегаполисах мира? Об этом в новом выпуске проекта LessON рассказала Виктория Боос, заведующая лабораторией исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

name

Виктория Боос

Заведующая Лабораторией исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Здравствуйте, меня зовут Виктория Боос, я - ведущий эксперт Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и занимаюсь исследованиями в области креативных индустрий. 

Этот сектор экономики сегодня получает заслуженное внимание от властей и бизнеса: 2021 год был годом креативной экономики, в России в этом же году была принята Концепция развития креативных индустрий, годом позже - план по ее реализации, а в следующем году будет создан Федеральный центр развития креативных индустрий. При этом такая активность проходит не только на федеральном уровне, но ее поддерживают и регионы, и города. Те или иные креативные индустрии в числе стратегических приоритетов развития отражают почти 90% регионов, почти в 20 есть институты развития креативных индустрии.

Вместе с тем, иногда не совсем понятно, как связаны креативные индустрии с еще одним современным направлением развития экономики - инновациями и как они взаимодействуют друг с другом в городах.

Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, воплотившийся в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, метода ведения бизнеса, организации рабочих мест или внешних связей.

Креативный продукт – это продукт, это продукт которые требует при своем создании не только новизны, а индивидуального творчестве, и далеко не всегда является более совершенным или экономически эффективным, а скорее просто является общественно одобряемым.

Инновации могут возникать в любых индустриях, а вот к креативным индустриям, то есть индустриям, создающим творческий продукт, относится не такой уж и широкий перечень отраслей. Как правило к ним причисляют как современные и достаточно коммерческие индустрии информационные технологии и производство видеоигр, рекламу и пиар-индустрию, архитектуру и дизайн, так и культурно ориентированные: исполнительские и изобразительные искусства, музейное, библиотечное и галерейное дело.

Таким образом, развитие инноваций сопряжено с прогрессом, технологиями и улучшенными экономическими характеристиками, а развитие креативной экономики – с реализацией индивидуального человеческого потенциала и смысловым разнообразием товаров и услуг. 

Тем не менее эти концепции могут не просто сосуществовать, но и усиливать и дополнять друг друга.

Давайте рассмотрим, как это происходит в больших и успешных городах.

Коротко об исследовании

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы провели исследование, а именно разработали рейтинг инновационной конкурентоспособности мировых городов HSE Global Cities Innovation Index (HSE GCII). При формировании системы показателей рейтинга использовались международные базы данных, позволяющие сравнить города выборки, не беря в расчет субъективные оценочные характеристики (опросы общественного мнения или экспертов) и внутренние информационные ресурсы городских администраций, недоступные для широкого круга пользователей и не обеспечивающие возможности сопоставления городов друг с другом).

Уровень развития киноиндустрии определялся по данным о ее лидерах, содержащимся в рейтинге IMDb, на официальных сайтах международных кинофестивалей и Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров FIAPF. Разработчики популярных видеоигр выявлялись по спискам участников Steam, The Game Awards, Esports Earnings и Gamescom. Лидеры музыкального мира определялись по данным ресурсов Billboard, Spotify и The International Opera Awards. Крупнейшие представители модной индустрии оценивались по информации, содержащейся на платформах Fashion United, FARFETCH, NET-A-PORTER, Luisa Via Roma и Mytheresa. Топовые рекламные компании были идентифицированы с помощью сайтов Effie Awards, PRovoke Media, Cannes Lions International Festival of Creativity и D&AD. Для выявления лидеров архитектуры и промышленного дизайна использовались сведения о лауреатах премий The Pritzker Architecture Prize, World Architecture Festival Awards,A’ Design Award, iF design Award и Red Dot Design Award. Расчеты индикаторов раздела «Искусство» проводились по данным Японской художественной ассоциации, ArtReview, Artprice, рейтингов QS и THE.

Почему мы считаем, что креативность и инновации хорошо уживаются вместе

Ведущие глобальные центры инновационной привлекательности сочетают и инновационный хайтек, и индивидуальное творчество. География городов-лидеров охватывает практически все Северное полушарие со всем многообразием деловых культур, творческих традиций и управленческих практик восточных и западных центров инноваций. Среди них Лондон, Нью-Йорк, Токио, Пекин, Париж, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Шанхай, Сеул и Москва. Их позиции на вершине рейтинга обеспечены прежде всего высокими оценками по блокам показателей технологического развития и креативных индустрий (например, Нью-Йорк –4-е и 2-е места соответственно, Токио – 3-е и 5-е, Пекин – 1-е и 10-е, Париж – 9-е и 4-е)

6 из 10 городов по уровню развития креативных индустрий – Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон, Лос-Анджелес, Пекин и Париж – одновременно являются глобальными лидерами венчурного бизнеса. В этих городах высоко развито не только культурное ядро (искусство и литература), но и мода, кино и анимация, реклама и пиар-индустрия.

Каким образом креативность и инновации взаимодействуют друг с другом?

Креативность как следствие развития инноваций. Китайский Шэньчжэнь можно по праву назвать одной из «звезд» нашего рейтинга.Он занимает 1-е место в мире по числу лидеров промышленного дизайна – дизайн-бюро и дизайнеров, отмеченных в профессиональных рейтингах: их здесь 28, что в два с лишним раза больше, чем у ближайшего конкурента – Токио (13). За свою непродолжительную историю в статусе города (до 1979 г. это была рыбацкая деревня) Шэньчжэнь получил широкое мировое признание в разных «номинациях». Он известен как «глобальная фабрика» и Кремниевая долина Китая. С Шэньчжэнем связан переход национальной производственной философии от индустрии копий шаньчжай к культуре оригинального дизайна, соединяющей высокие технологии и креативный сектор.

Город находится на 8-м месте в мире по числу высокотехнологичных компаний (54) и на 9-м –по числу компаний-единорогов (27).Среди них – телекоммуникационный гигант Huawei, производитель электромобилей BYD, создатель дронов DJI и IT-холдинг Tencent. Таким образом, успех дизайн отрасли в Шэньчжэне обязан спросу со стороны производителей электроники. С другой стороны вклад в него вносит специальная программа привлечения талантов – «Павлин», предлагающая выдающимся ученым и изобретателям, руководителям глобальных тех компаний и университетов,признанным звездам мира искусства и креативных индустрий, финансовые стимулы для переезда в Шэньчжэнь.

Креативно и инновации развиваются параллельно. Сеул по праву занимает 6-е место в рейтинге самых креативных городов, а по некоторым индустриям –промышленному дизайну, играм и музыке – и вовсе входит в мировой топ-5. Более того, столица Республики Корея, будучи одним из немногих городов первой десятки вне англосаксонского мира, опережает другие мегаполисы по числу лучших музыкальных альбомов. Несмотря на то что три наиболее развитые в Сеуле креативные индустрии имеют мало «родственных» связей (промышленный дизайн) принадлежит к категории функционально ориентированных креативных индустрий, тогда как игры и музыка – медиаотрасли), отметим общие факторы, сыгравшие существенную роль в их успехе. К ним относятся: всестороннее государственное участие, отношение к креативным индустриям как к призванию и использование передовых бизнес-стратегий.

Креативность вдохновляет на развитие инноваций. Наиболее выдающихся успехов в сфере рекламы и пиара добилась Лима: столица Перу входит в тройку лидеров соответствующего рейтинга, опережая все остальные города HSE GCII 2023 по числу наиболее эффективных рекламных агентств, отмеченных международной премией Effie (16 компаний). В свою очередь, бразильский Сан-Паулу уступает лишь Нью-Йорку, Лондону и Парижу по числу производителей рекламы – лауреатов самого престижного отраслевого конкурса «Каннские львы» (4). Одним из факторов развития успеха рекламной индустрии в Латинской Америки и маркетинговых инноваций соответственно является особый тип креативности, присущий этим странам. Его чертами являются: исторические традиции иероглифической письменности, нарративный тип культуры, внимание к простому человеку, вера в рекламу как к источнику достоверной информации.

Итак, подведем итог. Что мы узнали сегодня?

Креативность и инновации, будучи близкими понятиями, имеют существенные различия. В инновациях важны новизна, экономическая эффективность и технологичность. В креативности - индивидуальное творчество и общественное благо.

Вместе с тем опыт развития больших успешных городов показывает, что взаимодействие креативных индустрий и инноваций дает особенно интересные и примечательные результаты, такие как 

  • глобальное распространение креативных брендов; 
  • рост креативных индустрий, основанный на технологиях;
  • появление инноваций, вдохновленных креативностью.