Сотни лет назад философы всматривались в звезды, чтобы понять природу красоты, сегодня же мы изучаем чувство прекрасного по активности нейронов головного мозга. Нейроэстетика, наука о нейробиологических основаниях эстетического опыта, ищет ответ на вопрос о том, что происходит в мозге, когда нам красиво.
Татьяна Леднева
Аспирант и исследователь, Институт когнитивных нейронаук Высшей школы экономики, участник проекта "Я пошел в науку", поддержанного Министерством науки и высшего образования РФ.
Давайте сначала определимся с етм, что же такое эстетический опыт в нейрокогнитивных исследованиях? Ученые определяют эстетический опыт как процесс восприятия стимула, который сопровождается эмоциональным переживанием и чувством удовольствия или неудовольствия. При этом сам стимул, называемый эстетическим, обретает субъективную ценность.
Нейроэстетика – это очень молодая дисциплина, которой едва насчитывается 20 лет. При этом цели и задачи нейроэстетики успели значительно измениться с момента ее возникновения в конце 1990-х годов и до наших дней. Так, на заре нейроэстетики стимулами, способными вызывать эстетическое чувство, считали исключительно искусство и красоту. Сегодня же предметы искусства стали лишь одними из многих объектов, которые используют в нейроэстетических исследованиях наряду с изображениями лиц людей, природными ландшафтами, предметами быта, музыкой, кино, литературой и поэзией, а также математическими уравнениями. Более того, сегодня ученые согласны не только в том, что эстетические чувства могут быть вызваны различными стимулами, но и в том, что сами эти чувства могут иметь разные оттенки и валентности. Это могут быть моменты трепета при взгляде на грандиозную дамбу, благоговения, чувство нежной тоски после прочтения романа, удовольствия, возникшего от элегантно решенной задачи, или чувства неуютности, при взгляде на мятые шторы. Примеров много.
Также важно отметить, что целью ранних исследований нейроэстетики был поиск так называемой точки красоты — области в мозге, которая отвечает исключительно за восприятие прекрасного. Сегодня же мы точно знаем, что такой единственной зоны мозга нет, а наш эстетический опыт — это продукт слаженной работы сложной системы нейронов.
Несмотря на то, что интересы ученых в области нейроэстетики менялись, набор методов исследования сохранялся. В частности, основным инструментом исследования является нейровизуализация, то есть метод который позволяет в реальном времени отслеживать активность групп нейронов в мозге.
Чаще всего применяют следующие способы нейровизуализации:
Эти методы позволяют ученым наблюдать, какие области мозга активируются при восприятии различных эстетических стимулов. В реальных экспериментах данные активности мозга часто подкрепляются информацией от других физиологических показателей человека, таких, как проводимость кожи и активность сердечно-сосудистой системы и поведенческих данных, например, от движений глаз. Также ученые используя разные шкалы, спрашивают участников эксперимента о том, насколько им нравится или не нравится тот или иной объект.
С помощью таких комплексных экспериментальных методов за годы исследований был накоплен массив данных, позволивший сделать вывод, что эстетическое восприятие — это результат работы нескольких систем мозга. Чтобы описать этот сложный процесс, ученые предложили модель, называемую эстетической триадой. Эта модель предлагает объяснение того, как наш мозг обрабатывает эстетические стимулы. Согласно этой модели, эстетическое переживание возникает в результате взаимодействия трех систем: сенсомоторной, эмоционально-оценочной и системы знаний и смыслов.
Давайте рассмотрим каждую систему по отдельности, но будем помнить, что эти три системы всегда работают вместе, чтобы создать целостный эстетический опыт.
Итак, сенсомоторная система отвечает за обработку сенсорной информации от объекта. — это вход информации из внешнего мира в наше сознание. Обработка сенсорных признаков объекта – это первый этап в его эстетической оценке. Сенсорные признаки, это, например, форма, цвет, ощущаемое движение, текстура, высота звука, ритм, вкус, размер и и тд. Они обрабатываются различными сенсорными системами, такими как зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая и тактильная.
В случае рассматривания картины зрительная система будет обрабатывать пропорцию элементов картины, симметрию, баланс, контраст, яркость и насыщенность цвета. Комбинация этих признаков создает целостный образ картины. Этот целостный образ используется другими системами мозга для дальнейшей обработки и оценки
Эмоционально-оценочная система отвечает за эмоциональный отклик и чувство удовольствия или неудовольствия. Она дает нам сигналы о том, что важно и не важно, мотивирует нас к действиям, которые приносят нам удовольствие или пользу. Она же сигнализирует нам о том, что что-то может сулить нам не удовольствие или даже вред, и этого стоит избегать.
Мы знаем, что эмоционально оценочная система действительно включена в эстетическое восприятие по активности таких областей как например прилежащее ядро и медиальная префронталтная кора. Известно, что эти области связаны с получением удовольствия, мотивацией и принятием решений. То, что переживание красоты активирует эти области, означает, что красота сама по себе имеет ценность для нас.
При этом, хоть чувство удовольствия и сопровождает восприятие прекрасного, их стоит различать. Удовольствие – это более общее понятие, которое может относиться к любым приятным ощущениям, в том числе телесным, интеллектуальным и духовным. Чувство, вызванное восприятием прекрасного, с другой стороны, относится к более специфическим переживаниям.
Исследователи отмечают, что переживание считается эстетическим, если оно:
Таким образом, чтобы чувство стало эстетическим, много факторов должны сойтись воедино.
Наконец, третья система, которая вносит свой вклад в эстетическое переживание, – это система знаний и смыслов, которая отвечает за интерпретацию объекта и его встраивание в наш культурный контекст. Она остается одним из самых загадочных компонентов эстетической триады. Новейшие исследования подтверждают, что привлекательность объекта зависит и от его внутренних качеств, и от контекста, в который этот объект вписан. Под контекстом понимается не только физическое окружение, но и все, что мы знаем или думаем об объекте, например, его статус, подлинность, название, цена, и даже мнение людей о красоте этих объектов.
В экспериментах, изучающих роль системы знаний и смыслов в эстетическом восприятии, обычно используется следующий подход: участникам предъявляются стимулы одного типа, например, картины, часто очень похожие друг на друга. При этом им предоставляется определенная дополнительная информация об этих стимулах. В ходе эксперимента участники оценивают привлекательность стимулов, а ученые параллельно измеряют активность их мозга. Разница в активности мозга в ответ на один и тот же стимул с разной дополнительной информацией проливает свет на влияние контекста на эстетическое восприятие.
В одном из известных подобных исследований ученые изучали как меняются активность мозга участников при оценке привлекательности портретов эпохи Ренессанса в разном контексте. Эксперимент выглядел следующим образом: перед показом каждой картины участникам сообщали, что они сейчас увидят – копию или оригинал произведения искусства, затем показывали картину и предлагали ее оценить. Параллельно сканировалась активность мозга участников.
Как водится в научных исследованиях, ученые умолчали, что пометки об оригинальности будут перемешаны, и в половине случаев оригиналы будут маркированы как копии, а копии как оригиналы. И что же было обнаружено. Независимо от реальной оригинальности полотна, участники систематически более высоко оценивали работы, перед которыми шла пометка «оригинал». Кроме того, области мозга участников, связанные с вознаграждением, активизировались еще до того, как сама картина появлялась на экране. Как будто в мозге наблюдалась реакция: «О, сейчас нас ждет нечто прекрасное!». Исследователи пришли к выводу, что эстетическую ценность объекта может определять не столько его объективные характеристики, сколько дополнительная информация, сопровождающая его представление.
Это важный момент, который приводит нас к понимаю значимости контекста в эстетической оценке.
Таким образом, мы рассмотрели роль трех систем в процессе эстетического восприятия. Модель Эстетической триады объясняет, что происходит в мозге в процессе эстетического переживания. А именно, при восприятии стимула – будь то изображение, звук, вкус или текстура – активизируются соответствующие сенсомоторные системы мозга. Затем в процесс включаются эмоционально-оценочная и система знаний и смыслов. В результате слаженной работы этих трех систем возникает эстетическое переживание.
Сегодня исследователи сходятся во мнении, что полноценный эстетический опыт является результатом сложного «танца» этих трех систем мозга.
Но даже это еще не все! Наши индивидуальные различия также могут повлиять на то, насколько разные паттерны мозговой активности способен вызвать один и тот же стимул у разных людей.
Среди важных индивидуальных особенностей выделяют опыт, образование, культуру и язык. Пожалуй, самым необычным исследованием влияния опыта и образования на эстетическую оценку было исследование восприятия абстрактной красоты, в котором математиков и нематематиков просили оценить красоту математических формул. Так, математики не только проявили единодушие в указании на самое красивое уравнение, но и сканирование их мозга в процессе оценки показало те же паттерны активации областей вознаграждения, что были обнаружены в других исследованиях при демонстрации прекрасных предметов искусства, природы и человеческих лиц. При этом в мозгу нематематиков такую активность не обнаружили. Это говорит о том, что личный опыт и знания могут наделять эстетической ценностью самые необычные вещи.
Итак, давайте подведем итог. За двадцать лет нейроэстетика прошла большой путь. С самого начала ее пионеры мечтали ответить на вопрос: что происходит в мозге, когда мы испытываем эстетический опыт? Изначально они считали, что в мозге существует единый центр эстетической оценки. Но эта идея не подтвердилась.
В последующие годы выдающиеся исследователи собрали огромный массив эмпирических данных, которые показали, что эстетическое переживание – это результат слаженной работы многих систем мозга. В частности, в мозге существуют ансамбли различных нейронных подсистем, которые гибко комбинируются, чтобы обеспечить нам эстетический опыт.
Более того, мы узнали, что эстетический опыт – это результат интеграции информации от стимула, физического, социального, культурного контекста, в которые помещен этот стимул, а также внутренних состояний человека, его экспертности и предшествующих знаний.
Все эти открытия нейроэстетики приоткрыли для нас тайну красоты. Мы узнали, что красота не является чем-то абстрактным и неизменным, а зависит от множества факторов, которые взаимодействуют друг с другом в нашем мозге.
Многое было сделано, но еще больше открытий у нейроэстетики впереди. Эта наука продолжает развиваться, и с каждым новым исследованием мы узнаем все больше о том, как наш мозг воспринимает прекрасное.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!