Африканский регион крайне разнороден в культурно-психологическом смысле. Даже на территории одной страны нередко соседствуют народы с очень разными традициями в сфере психологического благополучия. Яркий тому пример — Зимбабве. В очередной статье цикла о зарубежных практиках психологической самопомощи социолог, исследователь психотерапевтической культуры Оксана Михайлова рассказывает о традициях народа Шона, проживающего в центральных и северных районах Зимбабве.
Оксана Михайлова
Старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Содержание:
В случае психологических проблем представители зимбабвийского народа Шона прежде всего обращаются к целителям. Те проводят так называемые ритуалы очищения, чтобы «умиротворить дух предков» и уменьшить влияние «злых духов». Врачеватели также готовят травяные настои и мази, которые используются для снятия симптомов различных болезней. Кроме того, применяются гадательные техники для выявления причин психологического неблагополучия, с которым обратился клиент.
Христианские миссионеры и колониальные власти в Зимбабве в прошлом пытались искоренить традиционные целительские практики и заменить их западной медициной. Традиционная медицина была объявлена ненаучной и криминализирована через законы, такие, как Акт о подавлении колдовства 1899 года, что привело к ее маргинализации. Сегодня западные биомедицинские подходы доминируют в официальной системе здравоохранения Зимбабве. Но, несмотря на влияние христианства и официальную политику, многие представители народа Шона продолжают обращаться к традиционным целителям — правда, тайно, чтобы избежать осуждения со стороны религиозных общин.
Представители этноса Шона используют уникальные термины для описания психических расстройств. Например:
Прямого эквивалента понятию депрессии в языке Шона нет. Это затрудняет ее диагностику и лечение при помощи западной психологической и медицинской традиций. Любопытно, что само психологическое неблагополучие в культуре Шона объясняется тремя причинами. Это недовольство предков, колдовство или проявление таланта к целительству.
Считается, что, если пращуры обижены или не получили должного уважения, они могут «наказать» человека болезнью. Предки воспринимаются как хранители моральных норм и традиций народа. Например, болезнь может быть интерпретирована как наказание за нарушение священного дня «чиси» (день духов предков), когда запрещено работать в поле. Чиси отмечается в конце каждого лунного месяца. В этот день, по поверьям Шона, духи предков на время откладывают защиту потомков, поскольку занимаются высшими духовными задачами. Чтобы умиротворить пращуров, проводятся ритуалы, нацеленные на восстановление связи с духами. Во время таких церемоний совершают жертвоприношения животных. «Общение с предками» идет через медиумов.
Еще одной причиной психологических проблем в Зимбабве, как уже говорилось, считается колдовство, связанное с завистью или злыми намерениями родственников. Накопления, богатство крайне важны для Шона, и, чтобы завладеть всем этим, люди могут прибегать к магическим ритуалам. Ценой может стать психологическое здоровье родственников.
Также считается, что внезапное обогащение человека может вызывать психологическое неблагополучие у него самого и членов его семьи из-за того, что окружающие могут начать завидовать ему и тем самым накликать «злых духов».
В культуре Корекоре (субэтнической группы Шона) психологическое неблагополучие в виде тревожности, галлюцинаций или социальной дезадаптации часто интерпретируется как признак духовного призвания стать традиционным целителем (n’anga). Этот процесс, известный как «очищение вместилища духа», рассматривается не как болезнь, а как этап духовной инициации.
Сначала целитель определяет источник «призвания» через гадание или «общение с духами». Затем проводятся ритуалы с использованием священных трав, жертвоприношений животных и танцев для установления связи с духами. Наконец, кандидат обучается навыкам диагностики, траволечения и проведения ритуалов. Этот этап может длиться несколько месяцев, в течение которых симптомы неблагополучия исчезают один за другим.
Психологическое благополучие в культуре Шона тесно связано с традиционными верованиями, духовными практиками и социальными нормами. Несмотря на влияние западной медицины и христианства, традиционные целители продолжают играть важную роль в снижении психологического неблагополучия среди представителей данного народа.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!