На современную психологическую помощь в Пакистане повлияла масса факторов: от мистического течения в исламе до доказательных медицинских подходов. Ее изменения отражают сложный симбиоз культурных, религиозных и социальных элементов, а также последствия колониализма и глобализации, отмечает в новой колонке серии IQ Media «Практики самопомощи по-восточному» социолог, исследователь психотерапевтической культуры Оксана Михайлова.
Оксана Михайлова
Старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Мистическое течение ислама – суфизм – исторически был опорой для понимания психического здоровья в Пакистане. Суфийские учения о «нафсе» («эго») включали концепцию его трансформации через семь стадий, начиная от «подчинения страстям» до «умиротворенной души». Практики суфиев – повторение имен Аллаха, медитация и паломничество к святым местам – использовались для достижения душевного равновесия. Эти методы сегодня считаются ранними формами mindfulness-подходов (осознанности), направленных на концентрацию и самопознание.
Суфийская поэзия (например, произведения Руми и Булле Шаха) объясняла эмоциональные состояния через метафоры. Например, идея «сердца как зеркала божественного» подчеркивала связь духовного и психического здоровья. Подобные образы до сих пор присутствуют в народных представлениях о психических расстройствах.
С приходом британцев в регионе появились первые психиатрические лечебницы – в Лахоре (1840) и Хайдарабаде (1865). Но местное население чаще обращалось к традиционным целителям – духовным наставникам и практикам греко-арабской медицины. Лечение включало:
Согласно исследованиям начала 2000-х, 40% пациентов с психическими расстройствами в Пакистане сначала посещали традиционных целителей. Причинами были:
С 2000-х годов пакистанские психологи начали интегрировать местные практики в доказательные методы. Пример – CACBT (Culturally Adapted Cognitive Behavioural Therapy), разработанная группой Фаруха Наима. Её особенности:
Оценки эффективности CACBT были следующими:
Процесс адаптации включал качественные исследования с участием пациентов, их семей и терапевтов. В исследовании 2010 года психологи отмечали, что директивный стиль терапии, напоминающий проповеди суфийских наставников, оказался более приемлемым, чем «сократовский диалог».
Основные проблемы психологической помощи в Пакистане связаны:
Среди новых инициатив можно назвать групповые сессии в мечетях с участием имамов, обучающих техникам релаксации на основе аятов Корана, а также онлайн-консультации с религиозно ориентированными психологами.
В целом у Пакистана – нетривиальный опыт синтеза духовного наследия и современной науки. Но для преодоления системных проблем нужно:
Наконец, важно бороться со стигматизацией психологии и психиатрии. А для этого необходимо развивать просветительские кампании.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!