Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»
Источник: изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»

От древних духовных практик – до когнитивно-поведенческой терапии

Как в Пакистане решают психологические проблемы

На современную психологическую помощь в Пакистане повлияла масса факторов: от мистического течения в исламе до доказательных медицинских подходов. Ее изменения отражают сложный симбиоз культурных, религиозных и социальных элементов, а также последствия колониализма и глобализации, отмечает в новой колонке серии IQ Media «Практики самопомощи по-восточному» социолог, исследователь психотерапевтической культуры Оксана Михайлова.

name

Оксана Михайлова

Старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ

От страстей до умиротворения. Суфизм как основа исламской осознанности

Мистическое течение ислама – суфизм – исторически был опорой для понимания психического здоровья в Пакистане. Суфийские учения о «нафсе» («эго») включали концепцию его трансформации через семь стадий, начиная от «подчинения страстям» до «умиротворенной души». Практики суфиев – повторение имен Аллаха, медитация и паломничество к святым местам –  использовались для достижения душевного равновесия. Эти методы сегодня считаются ранними формами mindfulness-подходов (осознанности), направленных на концентрацию и самопознание.

Суфийская поэзия (например, произведения Руми и Булле Шаха) объясняла эмоциональные состояния через метафоры. Например, идея «сердца как зеркала божественного» подчеркивала связь духовного и психического здоровья. Подобные образы до сих пор присутствуют в народных представлениях о психических расстройствах.

Колониальный период: столкновение традиций и западной психиатрии

С приходом британцев в регионе появились первые психиатрические лечебницы – в Лахоре (1840) и Хайдарабаде (1865). Но местное население чаще обращалось к традиционным целителям – духовным наставникам и практикам греко-арабской медицины. Лечение включало:

  • Талисманы с аятами (стихами) Корана.
  • Травяные отвары для баланса «телесных соков».
  • Ритуалы изгнания джиннов, считавшихся причиной психических расстройств.

Согласно исследованиям начала 2000-х, 40% пациентов с психическими расстройствами в Пакистане сначала посещали традиционных целителей. Причинами были:

  • Стигма. Так, 68% населения видели в психических болезнях «наказание за грехи».
  • Дефицит специалистов, их высокая нагрузка. По статистике, на 1 психиатра приходилось 500 тысяч человек в сельских районах.
  • Культурное доверие. Концепция семейной чести ограничивала обращение за помощью за пределы общины. 

Современные адаптации: синтез традиций и науки

С 2000-х годов пакистанские психологи начали интегрировать местные практики в доказательные методы. Пример – CACBT (Culturally Adapted Cognitive Behavioural Therapy), разработанная группой Фаруха Наима. Её особенности:

  • Замена термина «автоматические мысли» на «нашептывания шайтана».
  • Включение дневников благодарности в домашние задания.
  • Использование суфийских притч для иллюстрации когнитивных искажений (например, история слепца, боящегося теней).

Оценки эффективности CACBT были следующими:

  • На 30% выше стандартной когнитивно-поведенческой терапии при лечении депрессии в сельской местности.
  • 87% пациентов лучше соблюдали протокол при использовании религиозных метафор.

Процесс адаптации включал качественные исследования с участием пациентов, их семей и терапевтов. В исследовании 2010 года психологи отмечали, что директивный стиль терапии, напоминающий проповеди суфийских наставников, оказался более приемлемым, чем «сократовский диалог».

Вызовы и новые инициативы

Основные проблемы психологической помощи в Пакистане связаны:

  1. С кадровым дефицитом: психиатров очень мало, их распределение по районам крайне неравномерно.
  2. С урбанизацией. Рост тревожных расстройств среди молодёжи возможен из-за конфликта традиционных ценностей и глобализации.
  3. Сказываются и гендерные различия. Женщины составляют 72% пациентов с депрессией, но лишь 38% обращаются за помощью из-за патриархальных норм.

Среди новых инициатив можно назвать групповые сессии в мечетях с участием имамов, обучающих техникам релаксации на основе аятов Корана, а также онлайн-консультации с религиозно ориентированными психологами.

В целом у Пакистана – нетривиальный опыт синтеза духовного наследия и современной науки. Но для преодоления системных проблем нужно:

  • Расширить программы обучения психиатрического персонала.
  • Продолжать встраивать традиционные практики в доказательную медицину.

Наконец, важно бороться со стигматизацией психологии и психиатрии. А для этого необходимо развивать просветительские кампании.

Редактировала Ольга Соболевская