Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано при помощи модели Kandinsky 3.1
Источник: изображение сгенерировано при помощи модели Kandinsky 3.1

Как новый чат-бот оказывает психологическую поддержку

К началу учебного года запущен виртуальный психологический консультант «Помоги себе сам»

Вы столкнулись с неприятной ситуацией и переживаете. Или эмоционально устали и ищете поддержки. Либо вы грустите, а может быть, напротив, у вас внезапная эйфория. С этим надо что-то делать, но времени и денег на сеансы с психологом нет. Вас может проконсультировать новый бесплатный чат-бот по психологической самопомощи. Его советы – научно обоснованные и одобренные экспертами – адресованы тем, кто хотел бы «войти в ресурс» и у кого нет тяжелых психологических состояний. О новом «помогаторе» рассказывает социолог, исследователь психотерапевтических практик Оксана Михайлова.  

Оксана Михайлова, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

Мобильная самопомощь

В случае диагностированных психологических и психических проблем незаменима помощь специалиста. А вот если ситуация не настолько сложная и длительная, и у вас, к примеру, временный спад настроения, можно попробовать самоподдержку. Для этого разработан бесплатный чат-бот «Помоги себе сам» с набором методик, прошедших экспертную проверку. В нем можно найти техники, позволяющие справиться с неудачами, поддержать себя, стабилизировать эмоциональное состояние.

Чат-бот включает самые разные практики – с тем, чтобы пользователь попробовал несколько вариантов и выбрал для себя наиболее подходящий. В психотерапии не принято давать универсальных советов – и цифровой консультант тоже не загоняет человека в жесткие рамки.

Сервис сделан для молодежи (например, первокурсников, адаптирующихся к университетской жизни, всех учащихся, переживающих во время сессии) и передан в Ситуационный центр помощи студентам НИУ ВШЭ, который активно поддерживает учащихся. Однако потенциальная аудитория нового «помогатора» – все, кто стремится к саморазвитию, раскрытию своих возможностей.

Формула сервиса – доступность, простота, гибкость и научная обоснованность всех предлагаемых методик. 

Стать сильнее, войти в ресурс

Чат-бот разработан в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Он вобрал практики, верифицированные троекратно: научными публикациями, экспертами и самой целевой аудиторией – пользователями (они давали обратную связь –отзывы).

Новые пользователи тоже в определенном смысле проверяют советы чат-бота. Следуя рекомендациям, важно включить рефлексию и оценивать свои ощущения – например, вести дневник самонаблюдений. Если положительных изменений нет, попросите у «помогатора» другие практики. Всегда можно обратиться к специалисту – в чат-боте перечислены бесплатные и платные ресурсы по психологической поддержке. Есть, например, сервисы подбора психолога («Ясно», «Alter», «PsyChat», «YouTalk» и другие).

Один из посылов канала – саморазвитие, поиски нового в самом себе, настрой на открытия. Можно сконструировать нового себя – более сильного и гибкого, умеющего совладать с эмоциями, менее чувствительного к давлению обстоятельств.

Вы можете отследить свою эволюцию: как вы справлялись с переживаниями до знакомства с «помогатором» и как – после, каков был настрой тогда и каков сейчас.

Руководство пользователя

Общаться с новым «собеседником» и навигатором очень просто.

- На старте чат-бот предлагает вам оценить ваше настроение. Затем спрашивает, хотите ли вы попробовать самопомощь или предпочитаете специалиста. Если вы выбираете поддержку психологов, вам дается список подходящих сайтов.

- Если вы остановились на самопомощи, предлагается целый спектр практик: заняться творчеством, наладить сон, подвигаться, отдохнуть, пообщаться с природой и пр.

- Скажем, вы выбрали раздел «заняться творчеством». Чат-бот посоветует вам такие опции: попробовать творить, получить список приложений для творчества, почитать научно-популярные статьи на IQ Media и т.д.

- Если все это не для вас, вернитесь к выбору типа практик и остановитесь на чем-то другом.

- Можно возвратиться к старту и заново определить настроение. Далее – по списку.

- Беседу с чат-ботом по желанию можно сохранять. Переписка позволит мониторить свое состояние, применяемые практики, ощущения после них. Можно отследить, в какие дни и при каких обстоятельствах вам требовалась помощь. Возможно, удастся выделить какой-то паттерн реакций и состояний, о котором вы поговорите, если пойдете к специалисту. 

- Не бросайте упражнения, рекомендованные «помогатором». Тут все – как с техниками, предложенными психологом: если их регулярно не практиковать, эффект вряд ли будет стойким. Время от времени оценивайте свое состояние, повторяйте уроки самопомощи.

Консультант повышает квалификацию

Чат-бот – развивающийся проект. В него постепенно будут вводиться новые опции для пользователей.

Социологи со временем изучат, как аудитория воспринимает «электрического собеседника»: становится ли он для пользователей чем-то значимым на определенном отрезке времени или остается «незримой единицей».

Стоит проанализировать и проблемы, которые возникают при общении с чат-ботом. Например, насколько это быстро, комфортно и эффективно. Вероятно, так мы лучше поймем, насколько в целом чат-боты удобны для пользователей. Но это уже другие задачи. 

Также читайте:

Больше материалов по тегу Психология