Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник фото: Unsplash
Источник фото: Unsplash

Невроз позитива: ловушки бесконечного самокопания и как их обойти

К чему ведет психологизация всех сфер жизни

Самые разные процессы и явления все чаще объясняют психологией людей. Но всегда ли это уместно? И не несет ли в себе психоцентричный взгляд на мир – психотерапевтическая культура – не только плюсы, но и противоречия? Нет ли ловушек в популярных установках «Люби себя», «Будь самим собой» и тому подобных? Почему социологи и психологи порой критикуют «императив» счастья? Об этом IQ Media рассказала социолог, автор работ по социологии эмоций и эмоциональной культуре Ольга Симонова.

Новая квазирелигия

- Ольга Александровна, психоцентричный взгляд на мир предполагает, что во всех своих проблемах человек виноват сам. Социальные же, экономические и другие факторы, по сути, игнорируются?

name

Ольга Симонова

Ольга Симонова, доцент, заместитель заведующего кафедрой общей социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

- Это правда. Это основной пункт критики психологизации общества –  (психо)терапевтической культуры (ПК). Зарубежные исследователи подразумевают под терапевтической культурой выход психотерапии и консультативной психологии за свои пределы, их широчайшую популяризацию: мы начинаем думать о себе исключительно в терминах психологии, зацикливаемся на своих проблемах. А «Я» («self» по-английски) оказывается мерилом всего. Логика такая: «Если что-то не ладится в жизни, то это мои изъяны, недоработки или особенные черты характера, которые подлежат коррекции». Тем самым получается, что вину за неудачи, за статусное положение в жизни человек несет сам.

- Видимо, психотерпавтическая культура отчасти связана с западным неолиберализмом, индивидуализмом, коммерциализацией психологии?

- Это изобретение североамериканской культуры и западноевропейских обществ. Но надо сказать, что психология как наука возникла не совсем для того, чтобы просто консультировать людей, а для того, чтобы изучать их психическую жизнь и решить какие-то проблемы. Однако появился австрийский доктор Зигмунд Фрейд, который изобрел психоанализ. Главная его находка – возможность исцелить человека (хотя бы частично) с помощью бесед. Можно разговорами, углублениями в историю жизни человека привести его к осознанию своих проблем и, соответственно, излечению.

Психоанализ Фрейда возник для элитных кругов. Терапия была долгой, дорогой, требовала определенного образования. К Фрейду и его коллегам приезжали коронованные особы, аристократы, известные художники и поэты – те, кто имел деньги на длительные интервенции в их личную жизнь.

Но психоанализ стал распространяться – у Фрейда проходили лечение и обучение разные люди, а после прихода к власти нацистов в Германии (и присоединения Австрии к Германии – ред.) многие психоаналитики эмигрировали в США. Но это не единственная предпосылка появления психотерапевтической культуры.

При возникновении современных массовых обществ был запрос на облегчение психического состояния людей, поскольку капитализм начался не только с экономического роста, но и с кризисов, усугубления бедности. Масса людей нуждались не только в медицинской, но и в психологической помощи.

Развивались и социальные права. Работники требовали сначала медицинской реабилитации, а потом – и психологического сопровождения, потому и формировались институты психологической помощи. В США, что очень важно, развивалась социальная работа. Например, в Чикаго было такое явление, как Халл-хаус (благотворительный и социальный центр). Общественная активистка Джейн Аддамс создала его для того, чтобы облегчить жизнь людей, попавших в трудные ситуации.

Нельзя забывать и о том, что ослабли традиционные религиозные институты, которые давали утешение людям. Социальные работники, психологи, психотерапевты подхватили это ослабление. Да и мировоззрение людей менялось под воздействием науки. Они теперь находили возможность ответить на какие-то вопросы в рамках психологизированного взгляда на свою жизнь.

Понятно, что психотерапевтическая культура – это мировоззрение, практики и дискурс. Думаю, что любому человеку известны слова «психологическая травма», «комплексы», «нарциссизм» и многие другие. Они встречаются на каждом шагу. И Россия здесь – не исключение.

Человек – мера всех проблем…

- Психологизированный взгляд на мир порой заставляет не замечать истинные истоки проблем.

- Верно. Есть два подхода к психотерапевтичекой культуре: один – более нейтральный, диагностический, другой – критический. Второй в результате анализа этой культуры подчеркивает главное ее свойство – уход от понимания того, что жизнь человека зависит не только от его особенностей и проблем, но и от социальных условий. Психотерапевтическая культура десоциологизирует, деполитизирует взгляд на мир. Ее дискурс фокусирует человека на себе (прежде всего на заботе о себе), а внешние обстоятельства рассматриваются как нечто неизменное или не самое важное. Считается, что если ты позаботишься о себе, поймешь, почему ты так болезненно на что-то реагируешь, то, возможно, к тебе придет исцеление, и обстоятельства уже не будут мешать. Я не хочу сказать, что в этом нет гуманизма, – он есть. Цель ПК – излечение от психологических проблем и саморазвитие. Но мой основной тезис – в том, что эта культура глубоко амбивалентна.

С одной стороны, психотерапевтическая культура несет помощь, заботу о благополучии человека, придает вес вашему «Я», позволяет отстаивать свои позиции. С другой стороны, если совсем ею увлекаться, она поощряет социальную дистанцию и изоляцию. Но человек не может жить без социальных связей! Заботиться о себе нужно не в ущерб связям.

Но что произошло? По словам социолога Арли Хокшилд, что-то произошло со структурой человеческой привязанности: мы теперь не можем насладиться дружбой, любовью, – между нами стоит кто-то вроде психотерапевта.

Охлаждение чувств, ослабление уз

- В психотерапевтической культуре живые чувства могут патологизироваться. Так, любовь трактуется как любовная зависимость.

- Да, порой утверждается, что любовь – это опасно: она якобы угрожает твоему благополучию и уверенности; нельзя растворяться в другом человеке – лучше держать дистанцию, заботиться о себе и пр. Хокшилд писала, что человеческая привязанность рефлексируется или рационализируется и претерпевает «культурное охлаждение»: вы не можете броситься в любовь, как в омут, с головой, посвятить себя любимому, потому что нельзя, будет больно.

Порой наблюдается патологизация отношений с близкими, с коллегами, в духе: «Твой начальник – агрессор. Тот человек – токсичный, долго с ним не общайся». Чувства нередко рассматриваются как токсичные. Например, люди стараются избежать стыда. Но стыд бывает полезен для человека, он социализирует его в течение всей жизни. И почему, собственно, не должно быть стыдно за плохой поступок?

Другое, гораздо более глубокое последствие психотерапевтической культуры – ослабление социальных связей. Мы видим себя уязвимыми, несовершенными. Раньше мы с этим справлялись сами, например, с помощью интуитивного поведенческого подхода: отвлекись, займись чем-то по дому, прогуляйся, поговори с друзьями. А в рамках ПК есть некое противодействие укреплению разных видов солидарности. Индивидуализированная терапия превращается во что-то вроде политики. Лозунгов типа «Позаботься о себе» очень много.

Корпорации говорят: «Позаботься о себе, а мы позаботимся о твоем рабочем месте». У нас были семинары в «ГЭС-2», на которые приглашали разных специалистов. Представительница одного из банков попросила: «Посоветуйте, как нам управлять эмоциями, чтобы справляться с работой. У нас немало сотрудниц, только вышедших из декрета, многие из них находятся в стрессе. Подскажите, как им совладать с эмоциями». Я ответила: «Прежде чем управлять эмоциями, стоит улучшить условия работы. Если этим женщинам предоставить гибкий график, может быть, им будет легче не только эмоционально?». 

Смещение фокуса на управление внутренним миром, эмоциями – один из лейтмотивов ПК – делает конфликты и проблемы неразрешимыми. Потому что если ты делаешь вид, что все хорошо, то ничего не будет меняться. Ты просто не осознаешь причины собственных проблем и не решаешь их!

Инфобизнес и тирания позитива

- По сути, возникает ощущение предопределенности: мы думаем, что не можем разрулить ситуацию, и пытаемся изменить отношение к ней. Хотя, может быть, дело – в объективных факторах.

- Я не хочу сказать, что надо переложить всю «вину» на социальные условия. Это двусторонний процесс, когда нужно достигать цели и собственными усилиями (трудом), и коррекцией социальных условий. Надо не просто рассуждать, как управлять эмоциями, а что-то делать помимо этого. Более взвешенный подход смягчает амбивалентность терапевтической культуры. Но прежде всего нельзя делать субъекта виноватым во всем.

Когда мы думаем, что справимся с ситуацией, если будем хорошо управлять эмоциями, мы ловимся на удочку тех, кто продает соответствующие услуги. Хорошо, если мы попали к настоящему профессионалу, который действительно помогает. Но надо осознавать, что на этом рынке много разных игроков. Туда пришли мошенники от психологии, которые «лечат» любовные травмы, проводят «марафоны желаний» и пр.

Многие специалисты писали, что психотерапия в своем популярном изложении иногда превращается в магические практики. Так, один из важных компонентов ПК – позитивное мышление (оптимизм, энтузиазм, выстраивание постоянной «счастливости») – очень похоже на магическое мышление. Ирония в том, что иногда «гадалки» выполняют психотерапевтические функции.

Требование от людей постоянного оптимизма порой превращается в жестокость. Датский психолог Свен Бринкман отмечает «тиранию позитива», так как общество, требуя от людей счастья, парадоксальным образом провоцирует их на страдание. Ведь многие чувствуют себя виноватыми, когда несчастливы. Французский философ Паскаль Брюкнер критикует идеал «принудительного счастья» как идеологию, исключающую всех, кто не воспринимает мир позитивно. 

- Многие люди по-настоящему переживают из-за того, что не уверены в себе, не очень счастливы.

- Точно. Кстати, здесь можно сказать о пользе негативных эмоций. Так, они нас многому учат. Считается, например, что нельзя сердиться. Но почему ты не можешь сердиться, когда ситуация этого требует, – например, ты возмущена поступком своего ребенка? Ты же его учишь в этот момент.

- В этот момент мы включаем моральный регулятор.

- А в рамках психотерапевтической культуры моральная грамматика какая? «Люби себя», «Верь в себя», «Будь уверен в себе», «Живи моментом», «Ищи только собственную дорогу», «Делай то, что ты любишь» и т.д. Все это здорово, но больше подходит для людей, которые уже точно знают, чего хотят, много трудятся, имеют различные ресурсы, и с социальными связями у них все более или менее нормально. Им можно немного ослабить недовольство собой. Но если человек еще юный, в жизни пока не понял ничего, ему это вряд ли подходит.

- Молодые люди, наслушавшись поп-психотерапии, часто начинают бояться чувств – как чего-то травматичного.

- Верно. Они считают, что, если ты не уверен в себе, это недостаток. Но, замечу, неуверенность в себе сопровождала всех гениев. Все великие люди находились в сомнениях и в постоянном поиске себя. 

Выгорающие достигаторы

- Важный ориентир терапевтической культуры – самосовершенствование.

- «Культура ускорения» побуждает людей очень быстро чего-то добиваться. Но, если вы хотите чего-то добиться и еще вините себя при этом, это оборачивается тяжелейшим выгоранием и усталостью.

Если рассуждать социологически, основная функция терапевтической культуры – быстрая коррекция выгорания, быстрое возвращение в строй. Человек в этой культуре должен стремительно потреблять, крайне много работать, при этом испытывать счастье и энтузиазм к труду и желательно в частной жизни. И его главные спутники – менеджер на работе и психотерапевт, в том числе для личной жизни. 

Идеал современности – индивидуалистический персонаж, состоящий из страхов, волнений, энтузиазма и побуждения, который может не вступать в близкие отношения или выбирать только тех, кто полностью отвечает его внутренним стремлениям.

Популярная культура побуждает нас все время ускоряться. И сильный, здоровый человек это переживет. Но сколько людей, которые не справляются! При этом надо понимать, что некоторые ситуации психотерапевтическим способом не исправишь.

Вообще терапевтическая культура – очень тонкий инструмент, в каждом ее компоненте заложена амбивалентность. Если, например, вы отвергнете гонку за достижениями, с чем вы останетесь? Опять удобный вариант для социального контроля: сиди и не высовывайся!

- Жителей мегаполисов нередко объединяет не привычная социальная солидарность, а общие психологические проблемы.

- Я не вижу в этом ничего страшного. Если раньше было общество больших групп, коллективов, то сейчас век крупных организаций и сообществ. А сообщества могут объединяться вокруг любой проблемы. Неплохо, что люди делятся опытом своих психологических трудностей: так они дестигматизируют себя и расширяют кругозор. Но осторожно! Есть риски встречи с неквалифицированными специалистами.  

- Многие люди, оказавшись в тупике, сразу отправляются к коучам.  

- В этой логике коуч или психотерапевт – лучший друг. Права была Хокшилд – привязанности трансформируются. Если человек таким образом реализует свою социальную природу, ради бога. Другой вопрос, как бы вас не обманули. Когда вы покупаете тренинги, что вы, собственно, приобретаете? Знания и практики, как встать обратно в строй и быть удобным работником, который совершенствует себя ради прибылей корпорации, или что-то иное?

Парадоксальные «заклинания»

- Рассмотрим подробнее стиль установок терапевтической культуры.

- Афористический терапевтический стиль напоминает заповеди, или какие-то магические инструменты, либо аффирмации: «Будь в движении», «Говори себе хорошие вещи» и пр. Есть еще прелестная формула – «Будь самим собой». С точки зрения социологии, это абсурд. Наше «Я» формируется, поддерживается и меняется только в результате взаимодействия с другими людьми. Но многие с удовольствием принимают этот индивидуалистический лозунг. Скорее всего, они хотят уверенности в своих решениях, а афористичность лозунга как раз создает его магическую силу.

Некоторые исследователи рассуждали в алармистском ключе: люди забудут о своем моральном долге, если будут заботиться только о себе, а как же тогда коллективно решать проблемы? Так и есть. Человек, заботящийся только о себе, забывает чувство локтя. Отсюда, кстати, лозунг «Давайте будем эмпатичными». На самом деле люди и так эмпатичны. Другой вопрос, что есть озабоченность личными границами, которая ставит барьеры эмпатии.

С другой стороны, если я думаю о себе, то я могу сказать, что и другой человек вправе подумать о себе. Давайте сделаем так, чтобы каждому было хорошо, и в то же время нам вместе тоже было неплохо. Это, конечно, идеальный вариант, но психотерапевтическая культура склоняет больше к индивидуалистическим решениям.

Компенсация изоляции

- К психотерапевтам часто идут из-за усталости от коммуникации.

- Нам кажется, что мы атомизированы, но мы не замечаем главного: мы «схлопнули» дистанцию в онлайн-жизни – там у нас крайне интенсивная коммуникация. Там пообщались, тут подискутировали, и эта бесконечная коммуникация создает замену насыщенной социальной жизни. Но она чревата рисками выгорания и стресса, если мы все время озабочены, кто нам что написал, кто что ответил, куда поехал и пр.

Некоторые люди вообще уходят в цифровой мир. Крайний случай социальной изоляции – явление хикикомори. Но смог бы он быть хикикомори, если бы не удаленная работа, которая ему приносит деньги, или не богатый онлайн-мир, в котором можно найти все? Это своеобразная компенсация изолирующей индивидуализации.

Я хочу сказать, что, если ограничить нашу онлайн-жизнь, неизвестно, какие будут последствия. Виртуальное участие в разных мирах дает много коммуникативных возможностей и удовольствия.

- И интернет поглощает часть негативных чувств.

- Да. Такой у нас парадоксальный мир. И терапевтическая культура стала очень гибким инструментом. Она срастается с различными дискурсами и выживет в разных условиях. Другое дело – как она будет использоваться. Это удобный элемент социального контроля – она может «охладить» или замотивировать человека, снять какие-то сомнения. У нее есть и функции, и дисфункции. Другой вопрос – чего больше. 

Избегать единых рецептов

- Что делать обычным людям, как относиться к психотерапевтической культуре?

- Многие критически к ней настроены, считают, что она разрушает солидарность, уводит от настоящих отношений. Россияне хорошо это понимают. Поэтому у нас поиск своего «Я», как свидетельствуют исследования, связан с поиском коллективной, национальной идентичности.

Если вы решили пройти какой-то тренинг или психотерапию, подойдите к этому с холодной головой. Возьмите то, что вам полезно, и не надо фанатично следовать всем предписаниям, поскольку они, что называется, – one-size, одинаковые для всех в рамках соответствующей терапии. А к каждому в этом смысле нужен индивидуальный подход. Главное, не забывайте, что у всех явлений и процессов есть еще и социальные предпосылки. И некоторые проблемы преодолеть с помощью психотерапии не удастся. 

Беседовала и редактировала Ольга Соболевская