Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Зачем преподавателю непрерывно учиться

Какие навыки надо освоить для эффективной работы

Профессия педагога меняется на глазах. Чтобы отвечать современным требованиям, мало знать предмет и владеть методикой преподавания. Школьным учителям и вузовским профессорам, чтобы готовить учеников, способных дальше обучаться в университете, и востребованных на рынке труда выпускников, необходимо непрерывно учиться. Доцент, старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ и академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование» Юлия Корешникова в преддверии ноябрьского Форума дополнительного профессионального образования рассказала IQ Media, без каких инструментов педагог не может добиться высоких результатов, как поддерживать ученика в процессе обучения, строить групповую работу, решать конфликты, стимулировать таланты и компенсировать пробелы в знаниях середнячков.

Приглашаем присоединиться к дискуссии о пересборке себя, достройке компетенций, освоении новых профессий и смене специальности на Форуме ДПО, который состоится 20-21 ноября. Все подробности и регистрация – по ссылке.

Содержание

– Мы переходим от индустриального общества к цифровому, и в связи с развитием новых инструментов многие задачи автоматизируются. На первый план выходят не рутинные, а аналитические навыки.

В связи с этим меняется задача преподавателя – соответствовать требованиям, которые предъявляются к образовательным результатам. Чтобы выпускник был конкурентоспособен на рынке труда, необходимо менять акценты в образовательном процессе: от чисто академических навыков переходить к развитию личностных характеристик и метапредметных или универсальных компетенций, как их называют в федеральном государственном образовательном стандарте, на который ориентируются школы и университеты.

Для достижения образовательных результатов роль учителя смещается от транслятора знаний к навигатору, проводнику и критическому аналитику. Соответственно, необходимо использовать другие педагогические технологии. 

Нужно адаптировать образовательную среду, которую создает педагог на занятиях, к образовательным результатам, которых требует современный мир.

Для этого надо осваивать ИИ, уметь по-другому работать с информацией, решать психоэмоциональные проблемы, знать специфику клипового мышления, методы концентрации внимания, освоить навыки пресечения буллинга и так далее.

Задача педагога – говорить c учащимися на одном языке и использовать образовательные технологии, которые позволяют добиваться результатов с обучающимися, отличными от тех, для которых была написана классическая дидактика.

Непрерывное образование как профилактика выгорания

– Помогает ли обучение педагогам избежать профессионального выгорания?

– Педагогическая профессия – творческая. Если преподаватель изо дня в день делает одно и то же, риск выгорания возрастает.

Курсы повышения квалификации, участие в конференциях и другие инструменты развития – это возможность выйти из рутины, определить инструменты, которые нужно осваивать в первую очередь. 

Обучение позволяет поддерживать внутреннюю мотивацию педагогов через стимулирование работы над развитием учеников, достижением образовательных целей, стремлением сделать так, чтобы ребенок полюбил предмет.

Кроме того, количество информации быстро растет, и, чтобы быть в тренде, соответствовать современному уровню исследований в твоей сфере, нужно постоянно читать профильную литературу, знакомиться с новыми практиками.

Вызовы для педагогов

– С какими сложными проблемами приходится сталкиваться педагогам сейчас, и какие инструменты нужно освоить для их решения?

Наверное, самая острая проблема – низкая мотивация учащихся, их недостаточная вовлеченность в образовательный процесс.

На каждом этапе занятия – целеполагание, актуализация знаний, обучение, а также оценка и рефлексия – педагог должен уделять внимание мотивации обучающихся и для каждого этапа подобрать свои инструменты.

Допустим, определяя цель, важно совместно планировать занятие, то есть показывать, как новые знания помогут решить жизненные проблемы, важные для самих учащихся.

– Уже недостаточно проводить стандартный урок, рассказывая, что тема такая-то, делаем то-то?

– Да, недостаточно. Нужно сначала изучить целевую аудиторию, определить уровень подготовки, проведя диагностику предыдущих знаний, выяснить жизненные цели учащихся, а содержание материала связать с их запросами.

Персонализация в обучении сейчас – важный инструмент в руках преподавателя. Ведь дети, их интересы и запросы на рынке труда могут отличаться. Потому ученикам необходимо предоставлять выбор, что и как изучать.

Востребованные у педагогов программы

– Какие навыки на курсах педагоги стремятся прокачать чаще всего, какие программы пользуются наибольшим спросом?

– Больше всего запросов на программы, связанные с развитием универсальных компетенций для вузов или развитием метапредметных навыков для школы.

Курсы позволяют развить методические компетенции: важно не только знать содержание предмета, но и уметь эффективно передавать знания.

Психолого-педагогические компетенции позволяют настроить учеников на работу и повысить вовлеченность.

Способы повышения мотивации учеников очень важны, и преподаватели изучают инструменты, повышающие интерес к предмету.

Отдельный блок – организация образовательного процесса. Тут важно понимать, что результаты, учебная деятельность и инструменты оценки крепко связаны. Потому преподавателю необходимо уметь планировать результаты, разрабатывать инструменты их достижения и под них организовать учебный процесс.

Еще преподаватели стремятся освоить инструменты искусственного интеллекта, навыки педагогического дизайна, разрешения конфликтов, работы с талантливыми и неуспешными учениками. Также востребованы методики пресечения буллинга.

Умные алгоритмы в помощь учителям

– Как именно ИИ помогает преподавателям, на каких этапах занятий его используют чаще всего?

– AI может использоваться на каждом этапе урока, и он существенно облегчает работу учителя. Например, на этапе подготовки искусственный интеллект может генерировать идеи, темы для проектов, создавать шаблоны занятий, рабочие тетради, быстро подбирать дополнительный материал.

Важно: преподаватель должен хорошо владеть содержанием своей дисциплины, быть высокоуровневым экспертом, поскольку ИИ нередко предлагает ошибочные решения.

При объяснении нового материала удобно использовать виртуальные лаборатории, симуляторы, 3D-модели VR-реальности. Это позволяет решать практические задачи в условиях учебного заведения.

Также ИИ помогает проводить диагностику знаний, показывая, какие пробелы нужно устранить. Еще – собирать обратную связь от учащихся: они отвечают на вопросы, которые у преподавателя автоматически собираются в таблицу. Так становится ясно, какие знания усвоены, а над чем нужно поработать.

Эффективная обратная связь

– Какие инструменты нужно освоить преподавателю, чтобы обратная связь была эффективной?

– Наиболее распространенный инструмент – метод бутерброда, при котором критику совмещают с похвалой. Правильная обратная связь повышает внутреннюю мотивацию обучаемого.

Если говорить о школе, то нужно, чтобы задания были по силам ученику, как говорят – «в зоне ближайшего развития». Также важно предоставить возможность выбирать стратегию решения задачи, а оценивать работу должен «значимый взрослый», то есть квалифицированный, уважаемый учитель. Он указывает, в чем ученик преуспел, а над какими задачами необходимо продолжить работать, и для этого сделать так и вот так.

Студенты готовят проекты индивидуально или в группе, и здесь также важна развернутая обратная связь, где есть и оценка, и детальный разбор, над чем предстоит потрудиться. Обязательно нужно напоминать, что, если результат будет достигнут, это позволит приблизиться к важной цели.

Адресная работа с учащимися

– Ученики бывают талантливыми или менее успешными. Какие инструменты вы даете учителям для работы с разными категориями обучающихся?

– Во-первых, нужно изучить целевую аудиторию, потому что с сильными и слабыми учащимися необходимо работать по-разному. В зависимости от их подготовки педагог будет давать задания подходящего уровня сложности, хотя все они будут направлены на развитие одних и тех же навыков.

ИИ здесь – большая помощь. Раньше преподаватель должен был написать несколько кейсов под учеников разного уровня подготовки, сейчас задания им может придумать машина.

Успешный командный зачет

– Какие навыки важны для преподавателя, чтобы эффективно использовать командную работу?

– Групповая работа – эффективный инструмент при подготовке проектов, проведении исследований. В перспективе – на работе придется решать задачи также в коллективе. Не рекомендуется использовать этот подход при выполнении рутинных задач, которые можно выполнить индивидуально.

Чтобы поделить студентов на команды для реализации учебного проекта, мало посадить их вместе, разделить на группы, дать учебник и задание найти ответ на вопрос. Именно преподаватель формирует группы, исходя из определенных характеристик, проводит инструктаж, объясняет, какой результат должен быть достигнут, и определяет роли к команде. Кто-то будет работать с литературой, проводить опыты, делать доклад, отвечать за организацию процесса, оценку своих действий и результатов конкурентов. Всему этому нужно учиться.

– Работа в коллективе нередко сопровождается конфликтами. Какие дополнительные навыки нужны педагогу, чтобы грамотно вести себя в спорных ситуациях?

– Признаюсь, я не специалист по конфликтам. Могу рассказать о техниках их решения, которые использую сама и мои коллеги.

При решении конфликта важно сохранять нейтралитет и выслушать все стороны. Это позволяет максимально объективно оценить, кто прав и виноват.

Со студентами мы зачастую используем метод ретроспективы – групповой анализ завершенного этапа работы, когда в конце модуля разбираем, что получилось, а что нет. Обсуждаем, почему возникла конфликтная ситуация и как ее правильно разрешить.

Повысить преподавательское мастерство и освоить необходимые компетенции педагоги могут на курсах повышения квалификации НИУ ВШЭ.