Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: Freepik
Источник: Freepik

Забота о сотруднике: как и зачем компании используют программы корпоративного благополучия

Каким бывает корпоративное благополучие, чем отличается от льгот и социальной поддержки, как измеряется и что дает бизнесу – об этом в колонке размышляет преподаватель НИУ ВШЭ Татьяна Кожевникова.

Татьяна Кожевникова

Татьяна Кожевникова

Эксперт по управлению людьми и организациями, кандидат экономических наук, автор пяти книг по менеджменту и преподаватель НИУ ВШЭ

Что такое корпоративное благополучие

Корпоративное благополучие – это комплекс мер, которые проводят работодатели, чтобы привлечь, удержать и мотивировать сотрудников. Причем речь может идти и об их детях, родителях, супругах.

Нередко фирмы поддерживают и бывших работников, пенсионеров, а также помогают будущим сотрудникам – студентам профильных вузов.

Если предприятие градообразующее, то оно к тому же обеспечивает благополучие для всех жителей населенного пункта, в котором расположено производство.

Как компании заботятся о сотрудниках

Обычно предприятия выделяют пять-шесть направлений, обеспечивающих корпоративное благополучие.

– Физическое: фирмы финансируют программы поддержки здоровья, обеспечения занятий спортом, борьбе с вредными привычками.

– Эмоциональное или ментальное здоровье: организации занимаются борьбой со стрессом, профилактикой выгорания, созданием на работе комфортной, дружелюбной среды.

– Финансовое: обучение финансовой грамотности, планированию бюджета, контролю за доходами и расходами.

– Карьерное благополучие: фирмы готовят программы профессионального роста, разрабатывают траектории карьерного развития, предлагают освоить новые навыки.

– Социальное благополучие: компании участвуют в поддержке семейных мероприятий, общественных и волонтерских акций, финансируют сообщества по интересам, дают возможность найти необычные хобби.

– Окружающая среда: забота об атмосфере на производстве, чистоте и комфорте на рабочих местах. Для работающих удаленно многие фирмы готовы помочь в создании домашнего офиса, выдать технику.

Не льготы и соцподдержка

В компаниях, где есть профсоюзная организация, заключен коллективный договор, сотрудникам гарантируются определенные социальные льготы. Или – трудящимся на вредных, опасных для здоровья производствах предлагали молоко за вредность или путевку в санаторий, где самочувствие можно было улучшить.

Но программы корпоративного благополучия – это другое. Они должны быть интегрированы в сам процесс работы.

Во-первых, производственные условия должны быть благоприятными и технологичными, чтобы люди не портили здоровье.

Во-вторых, работодатель в таких программах сосредоточен не на борьбе с последствиями негативных производственных факторов – заболеваниями, а на их профилактике. К примеру, полис ДМС для заболевших – это часть «социалки», а вот программа корпоративного благополучия подразумевает, что сотруднику предписано проходить чекапы, то есть регулярно заботиться о себе, чтобы предупреждать заболевания или выявлять их на ранней стадии.

В области финансового благополучия «социалка» – это, например, выдача материальной помощи в тяжелых жизненных ситуациях. Программы корпоративного благополучия позволяют обучить персонал финансовому планированию, управлению бюджетом, чтобы сотрудники в сложные ситуации не попадали.

В-третьих, программы корпоративного благополучия действуют даже после увольнения из компании. К примеру, бесплатное питание в столовой – это льгота, которая действует только для работников. Если им привили правильные пищевые привычки, научили составлять рацион, сбалансированный по белкам, жирам, углеводам, выбирать продукты с пониженным содержанием сахара и жира, – этот навык останется с человеком и при переходе в другую компанию.

В-четвертых, в отличие от льгот для всех сотрудников, действующих годами, программы корпоративного благополучия учитывают индивидуальные особенности и пересматриваются чаще.

Как измерить благополучие сотрудника

Измерить благополучие работника можно с помощью количественных и качественных методов исследования. 

В ходе первых работодатель опрашивает сотрудников – задает вопросы о вовлеченности в корпоративную жизнь, ощущении счастья, уровне стресса.    

Ответы могут быть неточными, если люди не готовы к откровенности. Тогда при сборе данных помогут инструменты – датчики, которые специалисты носят во время работы: на производстве – умные каски, в офисе – фитнес-браслеты или кольца. Еще есть айтрекинг – наблюдение за движениями глаз, а также методика анализа мимики и тона голоса. Эти научные исследования помогают объективно определить факторы, усиливающие стресс и способствующие выгоранию.

Качественные методы – это опросы в фокус-группах, разговоры руководителей с сотрудниками, в том числе и в формате один на один, интервью при увольнении и с соискателями.

Раньше анализировать огромные объемы информации было сложно, сейчас благодаря ИИ ее можно оперативно записать, а потом получить короткий суммирующий документ. Он поможет определить качественные инсайты – что нравится и нет сотрудникам фирмы.

Оценить эффективность программ

Эффективность программы корпоративного благополучия можно оценить несколькими способами. Например, через число сотрудников, пользующихся ими. Для этого отлично подходят цифровые инструменты – они помогают охватить сотрудников на всех локациях и должностях, даже тех, у кого разъездной или дистанционный характер работы.

Еще один показатель эффективности – ее стоимость в расчете на одного сотрудника или количество времени, которое служба персонала затратила на ее реализацию.

Результаты программ корпоративного благополучия (не путать с эффективностью) определяются тремя параметрами:

— ростом производительности труда;

— снижением текучести;

— индексом лояльности персонала.

Познакомиться с практиками создания культуры заботы в корпорациях, научиться оценивать эффективность мероприятий, внедрять поведенческие подсказки и купировать стресс, выгорание ценных сотрудников можно, записавшись на программу профессиональной переподготовки «Корпоративное благополучие: стратегии, показатели, практики».

Редактировала Мария Семенова