Каким бывает корпоративное благополучие, чем отличается от льгот и социальной поддержки, как измеряется и что дает бизнесу – об этом в колонке размышляет преподаватель НИУ ВШЭ Татьяна Кожевникова.
Татьяна Кожевникова
Эксперт по управлению людьми и организациями, кандидат экономических наук, автор пяти книг по менеджменту и преподаватель НИУ ВШЭ
Корпоративное благополучие – это комплекс мер, которые проводят работодатели, чтобы привлечь, удержать и мотивировать сотрудников. Причем речь может идти и об их детях, родителях, супругах.
Нередко фирмы поддерживают и бывших работников, пенсионеров, а также помогают будущим сотрудникам – студентам профильных вузов.
Если предприятие градообразующее, то оно к тому же обеспечивает благополучие для всех жителей населенного пункта, в котором расположено производство.
Обычно предприятия выделяют пять-шесть направлений, обеспечивающих корпоративное благополучие.
– Физическое: фирмы финансируют программы поддержки здоровья, обеспечения занятий спортом, борьбе с вредными привычками.
– Эмоциональное или ментальное здоровье: организации занимаются борьбой со стрессом, профилактикой выгорания, созданием на работе комфортной, дружелюбной среды.
– Финансовое: обучение финансовой грамотности, планированию бюджета, контролю за доходами и расходами.
– Карьерное благополучие: фирмы готовят программы профессионального роста, разрабатывают траектории карьерного развития, предлагают освоить новые навыки.
– Социальное благополучие: компании участвуют в поддержке семейных мероприятий, общественных и волонтерских акций, финансируют сообщества по интересам, дают возможность найти необычные хобби.
– Окружающая среда: забота об атмосфере на производстве, чистоте и комфорте на рабочих местах. Для работающих удаленно многие фирмы готовы помочь в создании домашнего офиса, выдать технику.
В компаниях, где есть профсоюзная организация, заключен коллективный договор, сотрудникам гарантируются определенные социальные льготы. Или – трудящимся на вредных, опасных для здоровья производствах предлагали молоко за вредность или путевку в санаторий, где самочувствие можно было улучшить.
Но программы корпоративного благополучия – это другое. Они должны быть интегрированы в сам процесс работы.
Во-первых, производственные условия должны быть благоприятными и технологичными, чтобы люди не портили здоровье.
Во-вторых, работодатель в таких программах сосредоточен не на борьбе с последствиями негативных производственных факторов – заболеваниями, а на их профилактике. К примеру, полис ДМС для заболевших – это часть «социалки», а вот программа корпоративного благополучия подразумевает, что сотруднику предписано проходить чекапы, то есть регулярно заботиться о себе, чтобы предупреждать заболевания или выявлять их на ранней стадии.
В области финансового благополучия «социалка» – это, например, выдача материальной помощи в тяжелых жизненных ситуациях. Программы корпоративного благополучия позволяют обучить персонал финансовому планированию, управлению бюджетом, чтобы сотрудники в сложные ситуации не попадали.
В-третьих, программы корпоративного благополучия действуют даже после увольнения из компании. К примеру, бесплатное питание в столовой – это льгота, которая действует только для работников. Если им привили правильные пищевые привычки, научили составлять рацион, сбалансированный по белкам, жирам, углеводам, выбирать продукты с пониженным содержанием сахара и жира, – этот навык останется с человеком и при переходе в другую компанию.
В-четвертых, в отличие от льгот для всех сотрудников, действующих годами, программы корпоративного благополучия учитывают индивидуальные особенности и пересматриваются чаще.
Измерить благополучие работника можно с помощью количественных и качественных методов исследования.
В ходе первых работодатель опрашивает сотрудников – задает вопросы о вовлеченности в корпоративную жизнь, ощущении счастья, уровне стресса.
Ответы могут быть неточными, если люди не готовы к откровенности. Тогда при сборе данных помогут инструменты – датчики, которые специалисты носят во время работы: на производстве – умные каски, в офисе – фитнес-браслеты или кольца. Еще есть айтрекинг – наблюдение за движениями глаз, а также методика анализа мимики и тона голоса. Эти научные исследования помогают объективно определить факторы, усиливающие стресс и способствующие выгоранию.
Качественные методы – это опросы в фокус-группах, разговоры руководителей с сотрудниками, в том числе и в формате один на один, интервью при увольнении и с соискателями.
Раньше анализировать огромные объемы информации было сложно, сейчас благодаря ИИ ее можно оперативно записать, а потом получить короткий суммирующий документ. Он поможет определить качественные инсайты – что нравится и нет сотрудникам фирмы.
Эффективность программы корпоративного благополучия можно оценить несколькими способами. Например, через число сотрудников, пользующихся ими. Для этого отлично подходят цифровые инструменты – они помогают охватить сотрудников на всех локациях и должностях, даже тех, у кого разъездной или дистанционный характер работы.
Еще один показатель эффективности – ее стоимость в расчете на одного сотрудника или количество времени, которое служба персонала затратила на ее реализацию.
Результаты программ корпоративного благополучия (не путать с эффективностью) определяются тремя параметрами:
— ростом производительности труда;
— снижением текучести;
— индексом лояльности персонала.
Познакомиться с практиками создания культуры заботы в корпорациях, научиться оценивать эффективность мероприятий, внедрять поведенческие подсказки и купировать стресс, выгорание ценных сотрудников можно, записавшись на программу профессиональной переподготовки «Корпоративное благополучие: стратегии, показатели, практики».
Редактировала Мария Семенова
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!