Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Как от хобби прийти к профессиональным компетенциям

В рамках Национального форума дополнительного образования «Человек и компетенции нового времени» прошел марафон аналитических данных «Трендвотчеры ДПО» с презентацией результатов исследований, полезных для управленческих и методологических решений в обучении взрослых.
В ВШЭ задались вопросом, каков потенциал тренда «хобби как бизнес» с точки зрения запроса на обучение по программам ДПО?

Исследовательско-консалтинговая компания IFORS провела опрос и серию глубинных интервью среди россиян, имеющих хобби и занимающихся им не менее шести месяцев, и представила результаты на форуме.

Результаты исследования показывают, что увлечения – это не только форма досуга, но и устойчивый канал формирования навыков, которые могут в будущем перерасти в профессиональную деятельность.

Количественные данные, подкрепленные личными историями респондентов, позволяют сформулировать выводы, имеющие практическую ценность для разработчиков программ дополнительного профессионального образования (ДПО) и для компаний, заинтересованных в развитии человеческого капитала.

Хобби как долгосрочный ресурс и путь к доходу

В топ-3 увлечений вошли:

  • рукоделие (19%);
  • дача и садоводство (14%);
  • компьютерные игры (12%).

Виды хобби

Доля, %

Рукоделие (вязание, шитье, вышивание, декор, поделки и пр.)

19

Дача / огород / садоводство

14

Компьютерные игры / приставка / видеоигры

12


Остальные 45% респондентов озвучили такие виды хобби: кулинария, занятия спортом, блогинг, домашние животные (разведение, уход, прогулки), рыбалка и охота, рисование и живопись, музыка.

Остальные 45% респондентов озвучили такие виды хобби: кулинария, занятия спортом, блогинг, домашние животные (разведение, уход, прогулки), рыбалка и охота, рисование и живопись, музыка.

62% людей, занимающихся хобби, либо уже зарабатывают (регулярно или время от времени) (34%), либо видят такую возможность для себя в будущем (32%).

Зарабатываете ли вы на своем хобби?

Доля, %

Да, регулярно — это один из моих источников дохода

2

Иногда удаётся подзаработать

28

Нет, но думаю, что мог(ла) бы

32

Нет, и не стремлюсь к этому

31

Раньше зарабатывал (а), сейчас нет

4

Затрудняюсь ответить

3

 > «Не попробуешь — не узнаешь. Кто-то может развить это до большого бизнеса, а у кого-то не хватает финансовых или организационных знаний» — (Женщина, 40 лет)

«Когда 62% россиян, имеющих хобби, уже имеют доход от своего увлечения или видят реальную возможность монетизации, речь идёт о стратегическом резерве для образовательных операторов. Если направить усилия в специальные программы — от оттачивания навыков до продвижения и поиска клиентов — можно помочь людям переориентировать свою карьеру для получения нового источника дохода или полного перехода в другую сферу деятельности. 

Для ДПО это аудитория с достаточно высоким уровнем мотивации, которая желает превратить накопленные умения в устойчивый доход, выстраивая свою персональную траекторию обучения» - комментирует данные директор по развитию IFORS Юлия Ермоленко.

Обучение: приоритет мастерства и практикоориентированные форматы 

Обучение с целью совершенствования навыков респонденты считают важнее обучения навыкам монетизации (средний балл 4,4 и 3,7 баллов соответственно).

Этот инсайт задает приоритет в разработке образовательных траекторий «от мастерства к коммерциализации»: целесообразно начинать учебный маршрут с усиления мастерства, а затем дополнять модулями по предпринимательству и продвижению, чтобы обеспечить плавный переход от увлечения к источнику дохода.

Наиболее действенные форматы, по мнению респондентов,– очные курсы и мастер‑классы (61%), онлайн‑уроки и видео (51%), самостоятельная практика (41%). Это может означать востребованность смешанных моделей обучения, объединяющих профессиональное офлайн‑взаимодействие и цифровой контент.

Как вы думаете, какие способы развития в вашем хобби
чаще всего работают лучше?

Доля, %

Очные курсы, мастер-классы, кружки

61

Уроки и видео в интернете (соцсети, блоги и т. п.)

51

Самостоятельная практика (пробую, ошибаюсь, учусь сам)

41

Онлайн-курсы с преподавателем

13

Общение с другими участниками сообщества / обмен опытом

13

Совместные проекты / участие в конкурсах, мероприятиях

12

Онлайн-курсы без преподавателя (в записи, по видеоурокам)

9

Затрудняюсь ответить

4

«Есть хобби, для которых обязательно живое присутствие профессионала рядом, без него вложения в обучение не принесут желаемого эффекта. Например, фигурное катание, уроки онлайн могут только навредить и неправильно поставить технику, которую придется исправлять в будущем. Но есть такие увлечения, для которых онлайн закроет все потребности и будет эффективным инструментом. Поэтому в момент выбора программы обучения стоит учесть все факторы, которые будут влиять на конечный результат», – говорит директор по маркетингу IFORS Евгения Силкина. 

«Есть хобби, для которых обязательно живое присутствие профессионала рядом, без него вложения в обучение не принесут желаемого эффекта. Например, фигурное катание, уроки онлайн могут только навредить и неправильно поставить технику, которую придется исправлять в будущем. Но есть такие увлечения, для которых онлайн закроет все потребности и будет эффективным инструментом. Поэтому в момент выбора программы обучения стоит учесть все факторы, которые будут влиять на конечный результат» - говорит директор по маркетингу IFORS Евгения Силкина. 

Респонденты чаще всего ожидают от обучающих программ возможность найти клиентов (49%), получить готовый продукт (41%) и пройти практические задания (38%).  Именно это ключевые навыки, которые необходимы респондентам для развития в своем хобби.

При этом опрошенные отметили, что главными трудностями при обучении являются нехватка времени (46%), финансовые ограничения (45%), неуверенность в себе (43%) и прокрастинация (43%). Это требует адаптации программ к ограниченному времени обучающихся, доступности по цене и включения психологической поддержки.

С какими трудностями, на ваш взгляд, чаще всего сталкиваются
люди, которые хотят учиться новому в своём хобби?

Доля, %

Нехватка времени 

46

Финансовые проблемы / нежелание тратить деньги на развитие

45

Не хватает уверенности в себе / боюсь, что не получится

43

Лень / прокрастинация 

43

Технические сложности организации обучения 

13

Неясно, чему учиться дальше

9

Не хватает поддержки / сообществ, где можно учиться

9

Нет подходящих преподавателей / курсов

6

Затрудняюсь ответить

3

Доверие к сообществам и ключевые факторы монетизации 

50% опрошенных в наибольшей степени доверяют профессиональным сообществам как организаторам обучения. Это может быть сигналом к выстраиванию партнерств организаторов обучающих программ с авторитетными сообществами, экспертами, чтобы повысить доверие и привлекательность программ.

Как вам кажется, кто может вызывать наибольшее доверие
при организации таких программ?

Доля, %

Профессиональное сообщество

50

Городские / государственные центры

27

Онлайн-школа

24

Частные мастера 

22

Не имеет значения

18

Университет / колледж

17

Блогеры / инфлюенсеры / лидеры мнений в этой сфере

12

Затрудняюсь ответить

11

> «Если вы делаете хорошо, и вы готовы этому учить, я вам доверяю, потому что вы делаете хорошо» — (Женщина, 35 лет)

Умение продвигать себя и уверенность в себе — ключевые факторы успеха монетизации увлечений (40% и 35% соответственно). Также важны понимание того, как превратить хобби в бизнес (28%) и возможность финансовых вложений (27%).

Опрошенные продемонстрировали наибольшую готовность вкладывать своё время (средний балл 3,91 по пятибалльной шкале), чуть меньше — финансовые ресурсы и материалы (3,33).

Выводы

Количественные данные и интервью подтверждают: хобби — устойчивый и ценный потенциальный ресурс человека в обществе. 

Чтобы этот ресурс приносил отдачу, образовательным операторам стоит начать действовать с развития мастерства и креативных навыков, и далее перейти к модулям по монетизации, маркетингу и управлению проектами. Форматы должны быть ориентированными на практические задания с осязаемым результатом — готовым продуктом, клиентской базой или реализованным проектом — и учитывать ограниченность времени и ресурсов.

Ключевым фактором успеха остаётся среда доверия: опытные наставники, профессиональные сообщества и практики способны не только передать знания, но и мотивировать к их применению. Такой подход превращает личное увлечение в человеческий, социальный и экономический капитал, одновременно развивая рынок ДПО.

«Из результатов исследования мы видим, что хобби способно превратиться в полноценный бизнес. Это требует осознанного подхода к управлению проектом. Одна из целей программ дополнительного образования ВШЭ — продолжать развивать способности превращать личные интересы в профессиональные направления, параллельно развивая необходимые компетенции в сфере бизнеса. Мы видим запрос и готовы помогать людям превращать свои увлечения в новую профессиональную траекторию», – комментирует Оксана Жгун, начальник Операционного управления ДПО НИУ ВШЭ

 

Зарабатываете ли вы сейчас на своем
хобби?


(закрытый вопрос, один ответ, в % от
всех опрошенных)

 

Доля, %

Да, регулярно — это один из моих источников дохода

2

Иногда удаётся подзаработать

28

Нет, но думаю, что мог(ла) бы

32

Нет, и не стремлюсь к этому

31

Раньше зарабатывал (а), сейчас нет

4

Затрудняюсь ответить

3

 

Какое у вас основное хобби? Пожалуйста,
выберите одно, на которое тратите
больше всего личного времени.

(Один ответ. Ротация, кроме 98)

 

Доля, %

Рукоделие (вязание, шитьё, вышивание, декор, поделки и пр.)

19

Дача / огород / садоводство

14

Компьютерные игры / приставка / видеоигры

12

Другое (поэзия, литературное творчество, написание рассказов,
скалолазание, зож, английский язык, радиолюбительство,
кинематограф, шитье куклам)

10

Кулинария / люблю готовить

9

Занятия спортом (в том числе фитнес)

8

 

Как вы думаете, какие способы развития в
вашем хобби чаще всего работают лучше?

(До 3 вариантов. Ротация, коме 98 и 99.
Вариант 99 — исключающий)

 

Доля, %

Очные курсы, мастер-классы, кружки

61

Уроки и видео в интернете (YouTube, соцсети, блоги и т. п.)

51

Самостоятельная практика (пробую, ошибаюсь, учусь сам)

41

Онлайн-курсы с преподавателем

13

Общение с другими участниками сообщества / обмен опытом

13

Совместные проекты / участие в конкурсах, мероприятиях

12

Онлайн-курсы без преподавателя (в записи, по видеоурокам)

9

Затрудняюсь ответить

4

Другое (укажите, что именно) - талант от природы

1

 

С какими трудностями, на ваш взгляд,
чаще всего сталкиваются люди, которые
хотят учиться новому в своём хобби?

(До 3 вариантов. Ротация, коме 98 и 99.
Вариант 99 — исключающий)

Всего

Доля, %

Нехватка времени 

46

Финансовые проблемы / нежелание тратить деньги на развитие

45

Не хватает уверенности в себе / боюсь, что не получится

43

Лень / прокрастинация

43

Технические сложности организации обучения 

13

Неясно, чему учиться дальше

9

Не хватает поддержки / сообществ, где можно учиться

9

Нет подходящих преподавателей / курсов

6

Затрудняюсь ответить

3

 

Почему, на ваш взгляд, у одних получается
превратить хобби в источник дохода, а у
других— нет, даже если они этого хотят?

(До 3 вариантов. Ротация, коме 98 и 99.
Вариант 99 — исключающий)

Всего

Доля, %

У них больше опыта и навыков

16

Они трудолюбивее / настойчивее

25

У них есть связи или знакомые, которые помогают

15

Им повезло оказаться в нужное время в нужном месте

16

У них есть деньги, чтобы вкладываться в развитиея

27

Они умеют себя продвигать (реклама, соцсети и т. п.)

40

Их хобби само по себе более востребовано

21

Они лучше понимают, как превратить хобби в бизнес

28

У них больше уверенности в себе

35

Затрудняюсь ответить

10

 

Если человек решит пройти короткую программу
по развитию или монетизации хобби, что, по-вашему,
в ней должно быть обязательно?

(До 3 вариантов. Ротация, коме 98 и 99.
Вариант 99 — исключающий)

Всего

Доля, %

Практические задания и упражнения

38

Наставник или персональная поддержка

28

Возможность найти клиентов или заказчиков

49

Общение и обмен опытом с другими участниками

33

Конкретный результат или готовый продукт по итогам
программы

41

Уверенность и вдохновение для дальнейшего развития

31

Сертификат, диплом или другое формальное признание

16

Затрудняюсь ответить

5

 

 

 

Доля, %

Как вам кажется, кто может вызывать наибольшее
доверие при организации таких программ?

(До 3 вариантов. Ротация, коме 97, 98 и 99.
Варианты 97 и 99 — исключающие)

Профессиональное сообщество

50

Городские / государственные центры

27

Онлайн-школа

24

Частные мастера 

22

Не имеет значения

18

Университет / колледж

17

Блогеры / инфлюенсеры / лидеры мнений в этой сфере

12

Затрудняюсь ответить

11

Профессиональное сообщество

50

 

Если бы вы рассматривали
программу дополнительного
обучения или короткий курс —
какой формат вам подошел
бы больше всего?

(Не больше двух вариантов.
Ротация)


Доля, %

Микрообучение — короткие модули или видеоуроки на 10–20 мин, в удобное время

25

Короткий интенсив 1–2 дня (оффлайн)

10

Курс 4–8 недель с практикой

17

Наставничество 1:1 (месяц и более)

11

Онлайн-самообучение с дедлайнами

19

Серии мастер-классов + общение / нетворкинг

16

Курс с упором на практику и помощь при запуске продаж

35

Не имеет значения

11

Затрудняюсь ответить

4

Также читайте:

​​​​​​​IQ в MAX. Только нужное>>​​​​​​​