В рамках Национального форума дополнительного образования «Человек и компетенции нового времени» прошел марафон аналитических данных «Трендвотчеры ДПО» с презентацией результатов исследований, полезных для управленческих и методологических решений в обучении взрослых.
В ВШЭ задались вопросом, каков потенциал тренда «хобби как бизнес» с точки зрения запроса на обучение по программам ДПО?
Исследовательско-консалтинговая компания IFORS провела опрос и серию глубинных интервью среди россиян, имеющих хобби и занимающихся им не менее шести месяцев, и представила результаты на форуме.
Результаты исследования показывают, что увлечения – это не только форма досуга, но и устойчивый канал формирования навыков, которые могут в будущем перерасти в профессиональную деятельность.
Количественные данные, подкрепленные личными историями респондентов, позволяют сформулировать выводы, имеющие практическую ценность для разработчиков программ дополнительного профессионального образования (ДПО) и для компаний, заинтересованных в развитии человеческого капитала.
В топ-3 увлечений вошли:
Виды хобби | Доля, % |
Рукоделие (вязание, шитье, вышивание, декор, поделки и пр.) | 19 |
Дача / огород / садоводство | 14 |
Компьютерные игры / приставка / видеоигры | 12 |
Остальные 45% респондентов озвучили такие виды хобби: кулинария, занятия спортом, блогинг, домашние животные (разведение, уход, прогулки), рыбалка и охота, рисование и живопись, музыка.
Остальные 45% респондентов озвучили такие виды хобби: кулинария, занятия спортом, блогинг, домашние животные (разведение, уход, прогулки), рыбалка и охота, рисование и живопись, музыка.
62% людей, занимающихся хобби, либо уже зарабатывают (регулярно или время от времени) (34%), либо видят такую возможность для себя в будущем (32%).
|
Зарабатываете ли вы на своем хобби? |
Доля, % |
|
Да, регулярно — это один из моих источников дохода |
2 |
|
Иногда удаётся подзаработать |
28 |
|
Нет, но думаю, что мог(ла) бы |
32 |
|
Нет, и не стремлюсь к этому |
31 |
|
Раньше зарабатывал (а), сейчас нет |
4 |
|
Затрудняюсь ответить |
3 |
> «Не попробуешь — не узнаешь. Кто-то может развить это до большого бизнеса, а у кого-то не хватает финансовых или организационных знаний» — (Женщина, 40 лет)
«Когда 62% россиян, имеющих хобби, уже имеют доход от своего увлечения или видят реальную возможность монетизации, речь идёт о стратегическом резерве для образовательных операторов. Если направить усилия в специальные программы — от оттачивания навыков до продвижения и поиска клиентов — можно помочь людям переориентировать свою карьеру для получения нового источника дохода или полного перехода в другую сферу деятельности.
Для ДПО это аудитория с достаточно высоким уровнем мотивации, которая желает превратить накопленные умения в устойчивый доход, выстраивая свою персональную траекторию обучения» - комментирует данные директор по развитию IFORS Юлия Ермоленко.
Обучение с целью совершенствования навыков респонденты считают важнее обучения навыкам монетизации (средний балл 4,4 и 3,7 баллов соответственно).
Этот инсайт задает приоритет в разработке образовательных траекторий «от мастерства к коммерциализации»: целесообразно начинать учебный маршрут с усиления мастерства, а затем дополнять модулями по предпринимательству и продвижению, чтобы обеспечить плавный переход от увлечения к источнику дохода.
Наиболее действенные форматы, по мнению респондентов,– очные курсы и мастер‑классы (61%), онлайн‑уроки и видео (51%), самостоятельная практика (41%). Это может означать востребованность смешанных моделей обучения, объединяющих профессиональное офлайн‑взаимодействие и цифровой контент.
Как вы думаете, какие способы развития в вашем хобби | Доля, % |
Очные курсы, мастер-классы, кружки | 61 |
Уроки и видео в интернете (соцсети, блоги и т. п.) | 51 |
Самостоятельная практика (пробую, ошибаюсь, учусь сам) | 41 |
Онлайн-курсы с преподавателем | 13 |
Общение с другими участниками сообщества / обмен опытом | 13 |
Совместные проекты / участие в конкурсах, мероприятиях | 12 |
Онлайн-курсы без преподавателя (в записи, по видеоурокам) | 9 |
Затрудняюсь ответить | 4 |
«Есть хобби, для которых обязательно живое присутствие профессионала рядом, без него вложения в обучение не принесут желаемого эффекта. Например, фигурное катание, уроки онлайн могут только навредить и неправильно поставить технику, которую придется исправлять в будущем. Но есть такие увлечения, для которых онлайн закроет все потребности и будет эффективным инструментом. Поэтому в момент выбора программы обучения стоит учесть все факторы, которые будут влиять на конечный результат», – говорит директор по маркетингу IFORS Евгения Силкина.
«Есть хобби, для которых обязательно живое присутствие профессионала рядом, без него вложения в обучение не принесут желаемого эффекта. Например, фигурное катание, уроки онлайн могут только навредить и неправильно поставить технику, которую придется исправлять в будущем. Но есть такие увлечения, для которых онлайн закроет все потребности и будет эффективным инструментом. Поэтому в момент выбора программы обучения стоит учесть все факторы, которые будут влиять на конечный результат» - говорит директор по маркетингу IFORS Евгения Силкина.
Респонденты чаще всего ожидают от обучающих программ возможность найти клиентов (49%), получить готовый продукт (41%) и пройти практические задания (38%). Именно это ключевые навыки, которые необходимы респондентам для развития в своем хобби.
При этом опрошенные отметили, что главными трудностями при обучении являются нехватка времени (46%), финансовые ограничения (45%), неуверенность в себе (43%) и прокрастинация (43%). Это требует адаптации программ к ограниченному времени обучающихся, доступности по цене и включения психологической поддержки.
|
С какими трудностями, на ваш взгляд, чаще всего сталкиваются |
Доля, % |
|
Нехватка времени |
46 |
|
Финансовые проблемы / нежелание тратить деньги на развитие |
45 |
|
Не хватает уверенности в себе / боюсь, что не получится |
43 |
|
Лень / прокрастинация |
43 |
|
Технические сложности организации обучения |
13 |
|
Неясно, чему учиться дальше |
9 |
|
Не хватает поддержки / сообществ, где можно учиться |
9 |
|
Нет подходящих преподавателей / курсов |
6 |
|
Затрудняюсь ответить |
3 |
50% опрошенных в наибольшей степени доверяют профессиональным сообществам как организаторам обучения. Это может быть сигналом к выстраиванию партнерств организаторов обучающих программ с авторитетными сообществами, экспертами, чтобы повысить доверие и привлекательность программ.
|
Как вам кажется, кто может вызывать наибольшее доверие |
Доля, % |
|
Профессиональное сообщество |
50 |
|
Городские / государственные центры |
27 |
|
Онлайн-школа |
24 |
|
Частные мастера |
22 |
|
Не имеет значения |
18 |
|
Университет / колледж |
17 |
|
Блогеры / инфлюенсеры / лидеры мнений в этой сфере |
12 |
|
Затрудняюсь ответить |
11 |
> «Если вы делаете хорошо, и вы готовы этому учить, я вам доверяю, потому что вы делаете хорошо» — (Женщина, 35 лет)
Умение продвигать себя и уверенность в себе — ключевые факторы успеха монетизации увлечений (40% и 35% соответственно). Также важны понимание того, как превратить хобби в бизнес (28%) и возможность финансовых вложений (27%).
Опрошенные продемонстрировали наибольшую готовность вкладывать своё время (средний балл 3,91 по пятибалльной шкале), чуть меньше — финансовые ресурсы и материалы (3,33).
Количественные данные и интервью подтверждают: хобби — устойчивый и ценный потенциальный ресурс человека в обществе.
Чтобы этот ресурс приносил отдачу, образовательным операторам стоит начать действовать с развития мастерства и креативных навыков, и далее перейти к модулям по монетизации, маркетингу и управлению проектами. Форматы должны быть ориентированными на практические задания с осязаемым результатом — готовым продуктом, клиентской базой или реализованным проектом — и учитывать ограниченность времени и ресурсов.
Ключевым фактором успеха остаётся среда доверия: опытные наставники, профессиональные сообщества и практики способны не только передать знания, но и мотивировать к их применению. Такой подход превращает личное увлечение в человеческий, социальный и экономический капитал, одновременно развивая рынок ДПО.
«Из результатов исследования мы видим, что хобби способно превратиться в полноценный бизнес. Это требует осознанного подхода к управлению проектом. Одна из целей программ дополнительного образования ВШЭ — продолжать развивать способности превращать личные интересы в профессиональные направления, параллельно развивая необходимые компетенции в сфере бизнеса. Мы видим запрос и готовы помогать людям превращать свои увлечения в новую профессиональную траекторию», – комментирует Оксана Жгун, начальник Операционного управления ДПО НИУ ВШЭ
|
Зарабатываете ли вы сейчас на своем |
|
Доля, % |
|
Да, регулярно — это один из моих источников дохода |
2 |
|
|
Иногда удаётся подзаработать |
28 |
|
|
Нет, но думаю, что мог(ла) бы |
32 |
|
|
Нет, и не стремлюсь к этому |
31 |
|
|
Раньше зарабатывал (а), сейчас нет |
4 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
3 |
|
Какое у вас основное хобби? Пожалуйста, |
|
Доля, % |
|
Рукоделие (вязание, шитьё, вышивание, декор, поделки и пр.) |
19 |
|
|
Дача / огород / садоводство |
14 |
|
|
Компьютерные игры / приставка / видеоигры |
12 |
|
|
Другое (поэзия, литературное творчество, написание рассказов, |
10 |
|
|
Кулинария / люблю готовить |
9 |
|
|
Занятия спортом (в том числе фитнес) |
8 |
|
Как вы думаете, какие способы развития в |
|
Доля, % |
|
Очные курсы, мастер-классы, кружки |
61 |
|
|
Уроки и видео в интернете (YouTube, соцсети, блоги и т. п.) |
51 |
|
|
Самостоятельная практика (пробую, ошибаюсь, учусь сам) |
41 |
|
|
Онлайн-курсы с преподавателем |
13 |
|
|
Общение с другими участниками сообщества / обмен опытом |
13 |
|
|
Совместные проекты / участие в конкурсах, мероприятиях |
12 |
|
|
Онлайн-курсы без преподавателя (в записи, по видеоурокам) |
9 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
4 |
|
|
Другое (укажите, что именно) - талант от природы |
1 |
|
С какими трудностями, на ваш взгляд, |
Всего |
Доля, % |
|
Нехватка времени |
46 |
|
|
Финансовые проблемы / нежелание тратить деньги на развитие |
45 |
|
|
Не хватает уверенности в себе / боюсь, что не получится |
43 |
|
|
Лень / прокрастинация |
43 |
|
|
Технические сложности организации обучения |
13 |
|
|
Неясно, чему учиться дальше |
9 |
|
|
Не хватает поддержки / сообществ, где можно учиться |
9 |
|
|
Нет подходящих преподавателей / курсов |
6 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
3 |
|
Почему, на ваш взгляд, у одних получается |
Всего |
Доля, % |
|
У них больше опыта и навыков |
16 |
|
|
Они трудолюбивее / настойчивее |
25 |
|
|
У них есть связи или знакомые, которые помогают |
15 |
|
|
Им повезло оказаться в нужное время в нужном месте |
16 |
|
|
У них есть деньги, чтобы вкладываться в развитиея |
27 |
|
|
Они умеют себя продвигать (реклама, соцсети и т. п.) |
40 |
|
|
Их хобби само по себе более востребовано |
21 |
|
|
Они лучше понимают, как превратить хобби в бизнес |
28 |
|
|
У них больше уверенности в себе |
35 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
10 |
|
Если человек решит пройти короткую программу |
Всего |
Доля, % |
|
Практические задания и упражнения |
38 |
|
|
Наставник или персональная поддержка |
28 |
|
|
Возможность найти клиентов или заказчиков |
49 |
|
|
Общение и обмен опытом с другими участниками |
33 |
|
|
Конкретный результат или готовый продукт по итогам |
41 |
|
|
Уверенность и вдохновение для дальнейшего развития |
31 |
|
|
Сертификат, диплом или другое формальное признание |
16 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
5 |
|
|
|
Доля, % |
|
Как вам кажется, кто может вызывать наибольшее (До 3 вариантов. Ротация, коме 97, 98 и 99. |
Профессиональное сообщество |
50 |
|
Городские / государственные центры |
27 |
|
|
Онлайн-школа |
24 |
|
|
Частные мастера |
22 |
|
|
Не имеет значения |
18 |
|
|
Университет / колледж |
17 |
|
|
Блогеры / инфлюенсеры / лидеры мнений в этой сфере |
12 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
11 |
|
|
Профессиональное сообщество |
50 |
Если бы вы рассматривали | Доля, % | |
Микрообучение — короткие модули или видеоуроки на 10–20 мин, в удобное время | 25 | |
Короткий интенсив 1–2 дня (оффлайн) | 10 | |
Курс 4–8 недель с практикой | 17 | |
Наставничество 1:1 (месяц и более) | 11 | |
Онлайн-самообучение с дедлайнами | 19 | |
Серии мастер-классов + общение / нетворкинг | 16 | |
Курс с упором на практику и помощь при запуске продаж | 35 | |
Не имеет значения | 11 | |
Затрудняюсь ответить | 4 |
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!