Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Чтобы хобби стало бизнесом, им нужно управлять: где этому учат

Дополнительное профессиональное образование становится все более востребованным. По данным консалтингового агентства ProductHub, с 2019 по 2023 год объем этого рынка в денежном выражении увеличился на 65%. В ВШЭ к 2030 году число слушателей удвоится, а их доходы от таких программ увеличатся в 2,5 раза. С чем связан интерес к учебе во взрослом возрасте, кто и зачем готов снова сесть за парту и какие плюсы, помимо новых знаний, дают программы переподготовки и повышения квалификации, рассказала начальник Операционного управления ДПО НИУ ВШЭ Оксана Жгун.

name

Оксана Жгун

Начальник Операционного управления дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ

– Насколько востребовано дополнительное профессиональное образование в России и СНГ?

– Очень актуально, особенно учитывая, что непрерывное образование в течение всей жизни поддерживается государством.

Есть федеральный проект «Содействие занятости». Несколько подразделений НИУ ВШЭ предлагают свои программы операторам проекта. В рамках федерального проекта «Приоритет-2030», в котором НИУ ВШЭ является одним из лидеров, есть базовые показатели по количеству завершивших обучение на программах ДПО и др.

Изменение геополитической обстановки и демографические процессы, связанные с увеличением продолжительности активной жизни старшего поколения, влияют и на продолжительность трудовой деятельности.

На это накладывается ускорение процессов, связанных с цифровизацией и другими технологическими изменениями.

Таким образом, люди вынуждены постоянно учиться – получать новые знания и поддерживать профессиональные компетенции, чтобы они соответствовали современным требованиям.

Кроме того, в течение жизни россияне стали чаще менять профессиональные траектории из-за нестабильной ситуации на рынке труда. В последнее время часто видим, как люди из гуманитарных профессий переходят в IT, и, наоборот, «профессиональное выгорание» в сложных технологических отраслях приводят людей в гуманитарную или социологическую сферу, люди становятся дизайнерами, психологами и др.

– Кто приходит учиться на программы ДПО?

– У слушателей разный бэкграунд. Это и работники, нацеленные на профессиональный и карьерный рост, и те, кто решил полностью сменить род занятий.

К выбору направлений дополнительного образования слушатели подходят серьезнее, чем в юности. Большинство учатся за собственные средства и ожидают, что через некоторое время после завершения программы они смогут вернуть вложения за счет роста зарплаты. Отсюда — требования к контенту на программах ДПО: они выше, чем на программах высшего образования.

– Изменился ли в последние годы портрет слушателя?

– На мой взгляд, да. Средний возраст – примерно 27-35 лет, но в последнее время увеличивается число тех, кому 45+. Это косвенно подтверждает, что россияне стали трудиться дольше, не собираются на пенсию в 55-60 лет, и планируют поддерживать актуальные навыки в зрелом возрасте.

При этом молодая аудитория стала чаще ориентироваться на короткие программы. Их больше интересуют фаст-треки, где они могут наращивать одну-две компетенции в короткий промежуток времени, затем - выходить на рынок труда, опробовать эти навыки и идти дальше, искать себя.

Более взрослая аудитория чаще идет на программы профессиональной переподготовки, связанные с получением новой квалификации или профессии. Их продолжительность больше, а стоимость выше. Слушатели старшего возраста готовы больше вкладываться в получение образования, они ищут более содержательный контент, который предлагает рынок ДПО.

– Как слушатели выбирают направления учебы? Какие факторы важны для них при выборе программы?

– Один из ключевых факторов - рекомендация коллег, знакомых, которые для них являются авторитетом. Мы видим, что 30% слушателей приходят к нам по рекомендации.

Рынок ДПО очень высококонкурентный. Много учебных заведений, образовательных организаций — не университетов, онлайн-платформ — все предлагают похожие продукты, ориентируясь друг на друга по контенту и цене.

На этой «поляне» программ одну из важнейших ролей для слушателей играет бренд учебного заведения. Доверие к нему — существенный фактор. У ВШЭ высокий авторитет у потенциальных слушателей и работодателей. Наши программы всегда входят в тройку лучших среди похожих. Мы надеемся, что люди выбирают Вышку именно как сильный бренд и центр экспертизы на рынке образовательных услуг.

– В каких случаях нужна переподготовка, а когда имеет смысл выбрать программу повышения квалификации?

– Программы переподготовки направлены на смену профессии или на получение новой квалификации. Их выбирают, желая изменить карьерную траекторию, получить новую профессию или квалификацию, которая связанна с текущей деятельностью.

Также переподготовку лучше выбирать, когда хочется найти для себя какую-то новую профессию, подняться на более высокую ступеньку в карьере. А есть, например, программы MBA, Master of Business Administration — когда есть цель стать профессиональным управленцем, уже достигнув высот в своей профессиональной деятельности.

Задача курса повышения квалификации — формирование одной-двух профессиональных компетенций, либо приобретение знаний, навыков в уже имеющейся у человека работе. Такой слушатель хочет актуализировать или систематизировать определенный процесс внутри той деятельности, которой уже занимается.

– Возможно ли освоить новую профессию, не получая второе высшее в этой области, а именно через профессиональную переподготовку?

– Этот вопрос часто возникает на консультации. Важно понимать принципиальную разницу.

Программы высшего образования разрабатываются на основе образовательных стандартов. Они стремятся довести обучающегося до определенного уровня интеллектуального развития, личностной и профессиональной осознанности и дать фундаментальные знания о профессии и мире в целом.

То есть программы высшего образования помимо обучения профессии дают еще и фундаментальную подготовку. Она необходима, чтобы выпускники соответствовали требованиям, описанным в образовательных стандартах, утвержденных по каждому направлению подготовки.

Имеющий высшее образование, фундаментальные знания уже получил. Снова изучать те же предметы нет необходимости. А программы переподготовки позволяют освоить необходимые в новой профессии компетенции. Например, при переподготовке экономика не изучается в том же объеме, как у бакалавров и специалистов. Но, может быть, человеку в таком объеме она и не требуется — только базовые знания и понимание законов, по которым эта сфера работает. Слушатель получает только необходимую информацию, а дальше может наращивать компетенции, нужные в новой профессии.

То есть программа профессиональной переподготовки — это такой концентрат актуальных профессиональных знаний, с которыми можно зайти в новую для себя профессию или отрасль.

– Какие неочевидные (помимо новых знаний) плюсы приносит слушателям обучение на программах ДПО?

– Во-первых, они ценны еще и тем, что в одной аудитории собираются профессионалы из разных отраслей и компаний. Это позволяет слушателям изучать кейсы по решению задач в разных экономических ситуациях и отраслях, наблюдать, как выстраиваются бизнес-процессы в разных компаниях. Это уникальные знания и знакомство с опытом принятия нестандартных решений.

Второе — это нетворкинг. Люди общаются, начинают возникать межотраслевые проекты, формироваться проектные и управленческие команды.

Третье — это возможность общаться с экспертами, лучшие специалисты-практики приходят в аудиторию и делятся знаниями и опытом.

– Какие планы по развитию ДПО есть в ВШЭ в следующем учебном году?

– Планы связаны с выходом на новые рынки и поиском еще неосвоенных моделей и рыночных ниш.

Например, работаем над направлением «Хобби как бизнес». Сильная сторона ВШЭ в том, что портфель программ ДПО закрывает не только профессиональные интересы человека, но и позволяет погрузиться в тему, которая ему в принципе интересна. Потом уже интерес может перерасти в профессию.

То есть на хобби можно посмотреть по-разному – сначала это увлечение, потом может стать бизнесом. Для этого человеку нужно научиться создавать продукт для продажи, получить знания в области управления бизнесом, экономики, финансов, налогообложения.

Чтобы хобби стало бизнесом, им нужно управлять. Мы планируем дальше совершенствоваться в адаптации личностных интересов на профессиональную траекторию и наращивание уже бизнес-компетенций.

***

Бизнес-образование в Высшей школе экономики включает в себя 425 программ. Преподаватели – профессионалы высочайшего класса и бизнес-практики. В программы входит овладение инструментами по управлению проектами, повышению операционной эффективности, а также анализ конкретных кейсов, юриспруденция и компоаенс, финансы и налоги. Вся иноформация о начале обучения и конкретных треках – по ссылке.

Также читайте: