Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Сгенерировал Анатолий Хархурин с помощью DALL-E
Сгенерировал Анатолий Хархурин с помощью DALL-E

Как хобби раскрывают наш творческий потенциал

Огранка креативности

Каждый человек обладает творческим потенциалом, независимо от уровня достижений и признания. В этой колонке Анатолий Хархурин размышляет о креативном потенциале на основе модели креативности 4C, предложенной Джеймсом Кауфманом и Рональдом Бегетто. Он акцентирует внимание на важности хобби как способа реализовать личный креативный потенциал, аргументируя, что творчество не ограничивается профессиональной деятельностью и может проявляться в повседневных делах. Исследователь предлагает вернуться к многостороннему развитию личности, характерному для эпохи Ренессанса.

Пространство творческих возможностей. Сгенерировал А.В.Хархурин с помощью системы искусственного интеллекта DALL-E
Пространство творческих возможностей. Сгенерировал А.В.Хархурин с помощью DALL-E

Никого не удивит утверждение, что креативность – это комплексное явление, которое можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от выбранной перспективы мы можем увидеть совершенно разные грани творчества.

Комплексный характер креативности отражен в целом ряде моделей, предложенных исследователями творчества. И, видимо, специфика предметной области обязывает, все они имеют довольно-таки эстетичные названия: 4C, 5A, 7P, 7C, 8P. Цифра обозначает число компонентов или факторов или осей модели, а буква указывает на название этих компонентов (все они начинаются на эту букву). Сегодня мы поговорим о модели 4C, весьма важной для нашего осознания того, что все мы обладаем творческим потенциалом. 

Эту модель предложили в 2009 году американские психологи Джеймс Кауфман и Рональд Бегетто. Латинская «C» соответствует английскому creativity, которая различает четыре типа креативности в зависимости от уровня творческих достижений, их масштаба и воздействия. Первые два типа начинаются со строчной «си», а последние два – с заглавной.

Мини-cи (mini-c) – личностная креативность – касается новаторских идей, которые значимы для самого человека, но могут быть не замечены другими. Мини-си креативность проявляется, когда люди делают открытия или переосмысливают свои личные знания и опыт. Например, ребенок, впервые рисующий картинку, делающий что-то новое и уникальное, проявляет мини-си креативность. Или уже во взрослом возрасте он пишет утренние страницы* и открывает в себе что-то новое, скажем, что его призвание – не иметь призвания, поскольку оно навязано человеку индустриальным обществом.

Второй тип, маленькая-си (little-c) – повседневная креативность – включает творческую деятельность, результаты которой ценятся в малых сообществах. Это творчество, проявляющееся в быту, например, когда человек придумывает оригинальный рецепт блюда или украшает дом, используя подручные материалы. Ведение блога, отражающего личные взгляды, – также пример повседневной креативности. Она обычно проявляется через хобби человека.

Далее идет про-си (Pro-C) – профессиональная креативность, характеризующаяся высоким уровнем мастерства и признанием в определенной области. Люди, обладающие ею, – профессионалы, которые вносят значительный вклад в свою область. Например, ученый, разрабатывающий новую парадигму исследований и публикующий о ней статьи, или художник, чьи работы выставляются в галереях. Говоря о творческих людях, мы имеем в виду именно этот тип креативности: Джоан Роулинг в литературе, Заха Хадид в архитектуре и пр. Про-си креативность обогащает и расширяет профессиональную дисциплину.

Ну а дальше идут «гении», обладающие выдающимися творческими способностями с большой-си (Big-C). Этот тип креативности приводит к революционным открытиям, которые значительно влияют на культуру или общество в целом. Работы Альберта Эйнштейна в науке, Пабло Пикассо в искусстве не только радикально изменили их профессиональные области, но и оказали влияние на последующие поколения. 

В соответствии с 4C, креативные способности могут проявляться на различных уровнях и в разных формах, варьируясь от личных побед до мировых открытий. В принципе, можно говорить о том, что каждый человек обладает креативностью. Это очень важный вывод, так как далеко не все считают себя способными к творчеству. Большинство людей не рассматривают креативность со строчной «си» как творческий акт: сплошь и рядом мы слышим заявления о том, что творчество – «это не мое», вот Ансельм Кифер – талант, мне до него далеко. 

Руководствуясь представлением о творчестве как о типах креативности с заглавной «си», люди отказывают себе в самой возможности заниматься творческой деятельностью и развивать креативность. Однако многие ученые в области креативности сходятся во мнении, что каждый человек наделен творческими способностями, – вопрос в том, как их развить. Модель 4C выдвигает проблемы развития креативности на первый план и заявляет о необходимости внедрения креативных стратегий в систему образования. Но об этом речь пойдет в отдельной колонке.

Другой интересный вопрос возникает из различия между маленькой-си и про-си креативностью. Первое соответствует хобби людей, второе – профессии. Но тогда отличие между ними лишь в том, что в одном случае человек не зарабатывает деньги, а в другом зарабатывает. А если художник не продает картины – он уже не профессионал? А свободный ученый, не аффилированный с исследовательскими центрами и не получающий зарплату, – тоже не считается профессионалом? И его творческая деятельность не подпадает под про-си?

Наверное, все намного сложнее. Бытует мнение, что человек должен найти свое призвание, сделать его профессией и зарабатывать им деньги, притом получая от этого удовольствие. Вот такая идеальная модель профессионализма. Художник должен зарабатывать искусством, музыкант – музыкой, поэт – стихами… Вы видели когда-нибудь поэта, зарабатывающего стихами? Даже Иосиф Бродский получил Нобелевскую премию по литературе, скорее, по политическим причинам (он же был выдворен из СССР), а обеспечивал он себя, читая лекции студентам в США. Я издал книгу стихов и участвовал в более чем десяти выставках, но всю жизнь зарабатываю научной и преподавательской деятельностью.

Идея одной профессии на всю жизнь – пережиток индустриального общества. Фрэнк Парсонс – «отец» карьерного консультирования – в 1908 году создал учреждение с характерным названием «Бюро призвания», которое должно было помочь молодым людям в выборе профессии на основе их интересов. Человек рассматривался как винтик большой индустриальной машины. Мы находим твое призвание – и определяем твою функцию на всю жизнь. 

Индустриальное общество забыло о другой норме – многосторонней личности Древней Греции и Ренессанса. Если бы Леонардо да Винчи искал «призвание», единственное на всю жизнь, вряд ли бы мы получили все эти шедевры военной инженерии, изобретательства и живописи. Люди могут менять направления своей деятельности, выходить за привычные рамки, – об этом писал ученик Фрейда, австрийский психоаналитик Отто Ранк в книге «Искусство и художник». Он считал, что человек разрывается между страхом слияния и страхом отделения, и творчество уменьшает это экзистенциальное напряжение. Креативное развитие человека – это способность отделяться от внутренних ментальных образов (будь то интернализованные постулаты или убеждения), сепарация от культурных рамок и социального конформизма.

Человек – это алмаз, камень, который засияет только после огранки. Каждая новая ипостась нашей жизни – грани алмаза, которые делают его драгоценным. Хобби – это возможность раскрыть новые грани нашей личности, это то, где мы реализуем свой творческий потенциал, будь то живопись, дизайн, танцы, вязание, создание видео или актерское мастерство.

Не нужно относиться к хобби как к развлечению. Работа приносит нам доход; это может быть не самое увлекательное занятие, но оно оправдывается нужностью для других людей и тем, что позволяет нам поддерживать определенный образ жизни. А хобби – ровно то, что нужно нам, что доставляет нам удовольствие. Работа нас кормит, а хобби помогает нам полностью раскрыться, реализовать свой творческий потенциал. Замечательно, если они совпадут! Но это не должно быть необходимым условием счастья.

* Утренние страницы — практика письма, популяризированная Джулией Кэмерон в её книге «Путь художника» и предполагающая написание трех страниц текста каждое утро сразу после пробуждения. Цель утренних страниц – освободить ум от повседневного мусора, помочь разобраться в своих чувствах, надеждах, страхах. Это способ установить связь с собственным внутренним миром, содействующий личностному развитию и повышению творческого потенциала.

***

Читайте также

Отредактировала Ольга Соболевская