Семья серьезно влияет на формирование поведенческих моделей. Исследователи обращают внимание не только на детско-родительские отношения, но и на партнерские, так как с возрастом меняется степень значимость близких людей в нашем окружении. Взаимовлияние супругов в вопросах потребления алкоголя и факторы, определяющие эту взаимосвязь исследуют доцент кафедры экономической социологии Яна Рощина и младший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, преподаватель кафедры экономической социологии Валерия Кондратенко.
Проект ее исследования «Взаимовлияние супругов на решение о потреблении алкоголя» обсуждался на проектном семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований.
Связь паттернов поведения человека, в том числе касающихся употребления алкоголя, с внутри семейными отношениями несомненна, как между поколениями одной семьи, так и внутри пары. Однако если в первом случае «есть влияние, но однонаправленное — родители влияют на детей, то когда мы говорим про симметричные отношения, как у супругов, направленное влияние не очевидно», подчеркивает Валерия Кондратенко.
Супруги живут в одной среде, ведут общий быт, потому неизбежно влияют друг на друга. Если же игнорировать наличие партнера при анализе потребления алкоголя, модели становятся неполными — искажается картина причинно-следственных связей.
Для оценки взаимного влияния супругов в исследовании Яны Рощиной и Валерии Кондратенко были использованы данные РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2019–2022 годы. В фокусе — пары, находящиеся в браке или сожительствующие без регистрации. «Главное, чтобы супруги, точнее партнеры, проживали вместе, потому что исследования показывают, что именно совместный быт, проживание на одной территории здесь очень важно», — обращает внимание Валерия Кондратенко.
Так, в ходе исследования можно просмотреть взаимосвязь между тем, пьет или не пьет каждый из партнёров, есть ли взаимосвязи и закономерности между объемами потребления обоих участников пары.
В результате были построены две отдельные модели — одна для мужчин, другая для женщин, чтобы проследить, как каждый из партнёров влияет на другого. Для анализа использовались два метода:
При этом приходилось учитывать множество «нулей» в данных — тех, кто вообще не употребляет алкоголь. Это требует дополнительных корректировок, например, с помощью модели Хекмана.
Модель Хекмана — это статистический метод, который корректирует смещение выборки, возникающее, когда данные наблюдаются не для всех, а только для тех, кто прошел определенный отбор
«Результаты получились интересными, — делится Валерия Кондратенко. — получается, жена влияет на решение мужа: пить или не пить, а муж влияет на решение жены, сколько пить. С литературой это сходится, мы можем это объяснить. Но вопрос: можно ли использовать вот эти инструментальные переменные, остается открытым».
Исследователям понравился подход с инструментальными переменными, однако имеются некоторые сомнения относительно корректности выбранного методологического подхода. Одной из целей семинара было вынести данный вопрос на обсуждение. Предварительные результаты показывают, что метод инструментальных переменных позволяет получить более устойчивые и интерпретируемые оценки взаимного влияния супругов в вопросе потребления алкоголя. При этом система одновременных уравнений, несмотря на распространенность в литературе, в исследовании дала нестабильные результаты. Яна Рощина и Валерия Кондратенко пришли к выводу, что метод с инструментальными переменными действительно может быть подходящим вариантом, однако требуется более тщательный подбор инструментов, чем коллеги планируют заняться в будущем.
Автор: Александра Гуркина, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!