Обычно типология конфликта в бизнесе сводится к субъектам: это могут быть деловые споры внутри коллектива, расхождение интересов с контрагентами и клиентами, разногласия с подрядчиками и партнерами, претензии со стороны государства и контролирующих органов. Но у всех есть общее место – конфликтов боятся, избегают, они обрастают мифами и поговорками вроде «худой мир лучше доброй ссоры». Глеб Белавин, эксперт в области управленческого консалтинга и разрешения споров в бизнесе, рассказывает, каким мифам не надо верить и сколько стоит «быть хорошим».
Так обычно говорят люди, которые избегают споров и у которых нет навыка отстаивать свои интересы (а это именно навык). Если в личной ситуации не вступать в противостояние может быть и оправданным решением, - чтобы сохранить добрые отношения с родными, с друзьями, с соседями, - то в бизнесе такой подход стоит «неконфликтному» человеку денег, перспектив, должности, а то и самого предприятия.
Пример из практики: двум миноритариям принадлежит 15%, при этом они занимаются операционкой и ставят все процессы в компании. Мажоритарий участвует только деньгами. Спустя несколько лет он в добровольно-принудительной форме предлагает младшим акционерам выкупить их долю – за 90 млн. Компания на тот момент оценивается примерно в 3 млрд, а значит миноритариям принадлежит 450 млн (те самые 15%). Поразмыслив, после нескольких консультаций, они решают «не обострять» и не бороться за свои деньги, просто взять 90 млн сейчас. «Быть хорошими» обходится бизнесменам в 360 млн.
Самая частая причина корпоративных конфликтов – это отсутствие договора или прописанного соглашения между сторонами, что делать в той или иной ситуации. Зная это, мы можем заранее принять меры – как минимум, зафиксировать права и обязанности каждого, чтобы они не вызвали разночтений. Этим мы уже предотвратим ряд спорных моментов и лишим потенциальный конфликт почвы.
Но если речь идет не о превентивных мерах, а о разногласиях, которые уже назрели, прятать голову в песок не поможет. Более того, избегание конфликта или его откладывание часто стоит дороже. То, что на начальном этапе можно было решить небольшими ресурсами, дальше потребует намного больших затрат. Так что здесь уместно будет руководствоваться советом «если драка неизбежна – бей первым». Иными словами – вступай в конфликт, пока можешь им управлять.
Правда, бывают и ситуации, когда бездействие – это стратегия поведения, которая приносит свои дивиденды.
Если конфликт воспринимать как «драку», пусть и словесную, легитимную, то кажется логичным, что цель – закончить его как можно быстрее. Выиграть с одного удара. Но предпринимателя отличает способность не мыслить так линейно.
Нам важно оценить, как фактор времени влияет на оппонента и на нас. Готовы ли мы к долгому противостоянию? А он? Могут ли со временем внешние обстоятельства как-то измениться в нашу пользу? Если так, то нам выгоднее затягивать решение. Важно помнить, что конфликт в бизнесе – это стратегия, и как в любой игре на стратегию эмоции и спешка здесь мешают.
У этого слова много определений, есть среди них вполне нейтральное – спор, расхождение интересов. Но чаще мы воспринимаем саму ситуацию противостояния с кем-то как нечто враждебное, на повышенных тонах и с обсценной лексикой.
«Словаря» у конфликта нет – все зависит от того, какая форма общения приемлема на данном предприятии или в отрасли. Скажем, давно стало мемом, что подрядчики на стройке буквально общаются друг с другом матом – и это не конфликт. А в стенах офиса вполне могут разворачиваться целые войны между отделами, при этом и в деловой переписке, и на совещаниях все будут придерживаться принципов «бережной коммуникации»: «Коллеги, мы вас услышали, вернемся с обратной связью».
Чтобы подобрать подходящую случаю лексику, просто ответьте себе на вопрос: она решает проблему? Если да – коммуникация выбрана верно. Если нет – вы либо избегаете ответственности за полотнами ритуальных слов и процедур, либо идёте в другую крайность и реагируете сгоряча.
Еще один бытовой подход, который не работает в бизнесе. Эффективным решением может стать и привлечение медиатора, чтобы найти общий язык, и аутсорс конфликта на своего представителя.
Разница между медиаторами и представителями интересов большая: первые помогают договориться, деэскалировать ситуацию, они держатся нейтралитета. Вторые – к ним относятся, например, адвокаты или эксперты по GR – занимают одну из сторон и могут идти на обострение. Обращение к таким специалистам – выход для тех предпринимателей и руководителей, кому сложно выносить само состояние спора с кем-то (читайте «хочется оставаться хорошими»). Нанять людей, которые готовы «побыть плохими» за вас – тоже вариант.
Рискуя уйти в мотивационные речи, всё же напомню, что прогресс – это всегда конфликт, а любой рост встречает сопротивление исходной структуры. Любая экспансия в бизнесе предполагает противостояние и отстаивание интересов. И даже соперничество внутри компании может идти ей на пользу, если процесс модерирует руководитель с холодной головой.
А вот отсутствие проявленных конфликтов, по моим наблюдениям, – это тревожный симптом. Компания не может существовать без проблем, а если есть проблема, есть и разные взгляды на нее, и разные интересы – значит, есть и конфликт. Его можно обсуждать, решать и делать видимым, а можно умалчивать. Несложно догадаться, что второй путь создаст видимость компании-«зефирки», внутри которой нет споров и разночтений, в то время как напряжение будет только нарастать.
А) Договориться. Б) Воспользоваться пунктами ранее заключенного договора. В) Пойти судиться. Г) Продать долг. Д) Нанять третью сторону для медиации. Е) Инициировать взыскание. Ж) Подать на оппонента иск о банкротстве. З) Развязать медийную войну. И так до конца алфавита.
К сожалению, вывести общую формулу, как действовать в конфликте с тем или иным субъектом, не получится. Но несколько моментов точно пригодятся:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!