Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Сколько стоит «быть хорошим»: 7 мифов про конфликты в бизнесе

Обычно типология конфликта в бизнесе сводится к субъектам: это могут быть деловые споры внутри коллектива, расхождение интересов с контрагентами и клиентами, разногласия с подрядчиками и партнерами, претензии со стороны государства и контролирующих органов. Но у всех есть общее место – конфликтов боятся, избегают, они обрастают мифами и поговорками вроде «худой мир лучше доброй ссоры». Глеб Белавин, эксперт в области управленческого консалтинга и разрешения споров в бизнесе, рассказывает, каким мифам не надо верить и сколько стоит «быть хорошим».

Миф № 1. Конфликтовать не обязательно – можно просто быть «выше этого»

Так обычно говорят люди, которые избегают споров и у которых нет навыка отстаивать свои интересы (а это именно навык). Если в личной ситуации не вступать в противостояние может быть и оправданным решением, - чтобы сохранить добрые отношения с родными, с друзьями, с соседями, - то в бизнесе такой подход стоит «неконфликтному» человеку денег, перспектив, должности, а то и самого предприятия.

Пример из практики: двум миноритариям принадлежит 15%, при этом они занимаются операционкой и ставят все процессы в компании. Мажоритарий участвует только деньгами. Спустя несколько лет он в добровольно-принудительной форме предлагает младшим акционерам выкупить их долю – за 90 млн. Компания на тот момент оценивается примерно в 3 млрд, а значит миноритариям принадлежит 450 млн (те самые 15%). Поразмыслив, после нескольких консультаций, они решают «не обострять» и не бороться за свои деньги, просто взять 90 млн сейчас. «Быть хорошими» обходится бизнесменам в 360 млн.

Миф № 2. Хороший конфликт – тот, которого не случилось

Самая частая причина корпоративных конфликтов – это отсутствие договора или прописанного соглашения между сторонами, что делать в той или иной ситуации. Зная это, мы можем заранее принять меры – как минимум, зафиксировать права и обязанности каждого, чтобы они не вызвали разночтений. Этим мы уже предотвратим ряд спорных моментов и лишим потенциальный конфликт почвы.

Но если речь идет не о превентивных мерах, а о разногласиях, которые уже назрели, прятать голову в песок не поможет. Более того, избегание конфликта или его откладывание часто стоит дороже. То, что на начальном этапе можно было решить небольшими ресурсами, дальше потребует намного больших затрат. Так что здесь уместно будет руководствоваться советом «если драка неизбежна – бей первым». Иными словами – вступай в конфликт, пока можешь им управлять. 

Правда, бывают и ситуации, когда бездействие – это стратегия поведения, которая приносит свои дивиденды.

Миф № 3. Конфликт надо побыстрее закончить

Если конфликт воспринимать как «драку», пусть и словесную, легитимную, то кажется логичным, что цель – закончить его как можно быстрее. Выиграть с одного удара. Но предпринимателя отличает способность не мыслить так линейно. 

Нам важно оценить, как фактор времени влияет на оппонента и на нас. Готовы ли мы к долгому противостоянию? А он? Могут ли со временем внешние обстоятельства как-то измениться в нашу пользу? Если так, то нам выгоднее затягивать решение. Важно помнить, что конфликт в бизнесе – это стратегия, и как в любой игре на стратегию эмоции и спешка здесь мешают.

Миф № 4. Конфликт – это агрессивная коммуникация

У этого слова много определений, есть среди них вполне нейтральное – спор, расхождение интересов. Но чаще мы воспринимаем саму ситуацию противостояния с кем-то как нечто враждебное, на повышенных тонах и с обсценной лексикой. 

«Словаря» у конфликта нет – все зависит от того, какая форма общения приемлема на данном предприятии или в отрасли. Скажем, давно стало мемом, что подрядчики на стройке буквально общаются друг с другом матом – и это не конфликт. А в стенах офиса вполне могут разворачиваться целые войны между отделами, при этом и в деловой переписке, и на совещаниях все будут придерживаться принципов «бережной коммуникации»: «Коллеги, мы вас услышали, вернемся с обратной связью». 

Чтобы подобрать подходящую случаю лексику, просто ответьте себе на вопрос: она решает проблему? Если да – коммуникация выбрана верно. Если нет – вы либо избегаете ответственности за полотнами ритуальных слов и процедур, либо идёте в другую крайность и реагируете сгоряча.

Миф № 5. В конфликт лучше не вовлекать третьи стороны – «сами разберемся»

Еще один бытовой подход, который не работает в бизнесе. Эффективным решением может стать и привлечение медиатора, чтобы найти общий язык, и аутсорс конфликта на своего представителя. 

Разница между медиаторами и представителями интересов большая: первые помогают договориться, деэскалировать ситуацию, они держатся нейтралитета. Вторые – к ним относятся, например, адвокаты или эксперты по GR – занимают одну из сторон и могут идти на обострение. Обращение к таким специалистам – выход для тех предпринимателей и руководителей, кому сложно выносить само состояние спора с кем-то (читайте «хочется оставаться хорошими»). Нанять людей, которые готовы «побыть плохими» за вас – тоже вариант.

Миф № 6. Конфликты негативно сказываются на результатах компании

Рискуя уйти в мотивационные речи, всё же напомню, что прогресс – это всегда конфликт, а любой рост встречает сопротивление исходной структуры. Любая экспансия в бизнесе предполагает противостояние и отстаивание интересов. И даже соперничество внутри компании может идти ей на пользу, если процесс модерирует руководитель с холодной головой.

А вот отсутствие проявленных конфликтов, по моим наблюдениям, – это тревожный симптом. Компания не может существовать без проблем, а если есть проблема, есть и разные взгляды на нее, и разные интересы – значит, есть и конфликт. Его можно обсуждать, решать и делать видимым, а можно умалчивать. Несложно догадаться, что второй путь создаст видимость компании-«зефирки», внутри которой нет споров и разночтений, в то время как напряжение будет только нарастать.

Миф № 7. Чтобы разрешить конфликт, делайте раз-два-три…

А) Договориться. Б) Воспользоваться пунктами ранее заключенного договора. В) Пойти судиться. Г) Продать долг. Д) Нанять третью сторону для медиации. Е) Инициировать взыскание. Ж) Подать на оппонента иск о банкротстве. З) Развязать медийную войну. И так до конца алфавита. 

К сожалению, вывести общую формулу, как действовать в конфликте с тем или иным субъектом, не получится. Но несколько моментов точно пригодятся:

  1. Соотнесите масштаб и ресурсы. Да, история знает немало случаев «маленького паровозика, который смог» - частных компаний и отдельных людей, которые выигрывали иски против больших корпораций и споры с государством. Но и здесь, как правило, на них играл ресурс – например, медийный вес и общественное мнение. Поэтому для начала соотнесите, сколько денег, времени, кадров, экспертной поддержки и того же потенциального медийного охвата у вас – и у вашего оппонента, и сколько ресурсов в целом вы готовы затратить для достижения своей цели.
  2. Продумайте ответные действия и подготовьте план Б. Что вы будете делать, если вторая сторона начнет затягивать конфликт? Какие у вас есть козыри в рукаве? Какую чувствительную информацию о вас может знать ваш оппонент? Этими вопросами тоже надо задаться заранее, чтобы такие «сюжетные повороты» не застали вас врасплох.
  3. Обращайтесь за помощью. Об этом мы уже говорили, но давайте зафиксируем для надёжности – не у всех есть внутренняя способность выдерживать стресс. Формирование навыка отстаивать свои интересы занимает время и начинается со скромных шагов вроде просьбы открыть вторую кассу в «Пятерочке», но уж точно не сразу с корпоративных войн. Так что, если вы ловите себя на мыслях вроде «буду выше этого», «не стану обострять – авось обойдется» или «ну мы же все взрослые, воспитанные люди…», – заручитесь поддержкой людей, которые возьмут ведение конфликта и представление ваших интересов на себя. 

Также читайте: