Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение создано при помощи модели Шедеврум
Источник: изображение создано при помощи модели Шедеврум

Что такое управление конфликтами 

Conflict management как мягкий навык 

Конфликты являются причиной многих проблем в корпоративной и бизнес-среде. Они сказываются как на прибыли компаний, так и на психическом здоровье сотрудников и иногда даже ведут к разрушению карьеры или бизнеса. Между тем большую роль в решении этого вопроса играет навык, который сегодня относят к категории мягких (soft skills), – управление конфликтами. Им можно овладеть на специальных курсах, тренингах, а также в процессе психотерапии. Разбираемся в том, что это за навык и где ему можно научиться платно и бесплатно.  

Управление конфликтами (УК) – это процесс разрешения споров между двумя или более сторонами с минимизацией негативных факторов и поиском решения, которое устраивало бы все стороны. Он может быть направлен на предотвращение конфликта, его разрешение или контроль. Управление конфликтами включает в себя использование различных инструментов, помогающих в уважительном ключе разбираться с возникающими разногласиями. 

К навыкам, которые необходимы в эффективном управлении конфликтами, относятся эмпатия, активное (внимательное, эмпатическое) слушание, ассертивная коммуникация (способность открыто говорить с сохранением уважения к себе и другим людям), анализ конфликтной ситуации, распознавание манипуляций и противодействие им, ведение переговоров и т.п. 

Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Почему важно уметь эффективно управлять конфликтами 

Слово «конфликт», как правило, вызывает негативные ассоциации. Но на самом деле его негативный окрас преувеличен, считает доцент факультета социальных наук, преподаватель курса «Управление конфликтами» в НИУ ВШЭ  Милана Хачатурова 

«Безусловно, есть ряд деструктивных конфликтов, когда участники начинают переходить на личности и невнимательно относиться к доводам своих оппонентов. Таких конфликтов нужно избегать, чтобы не тратить свои ресурсы зря. А что касается конструктивных конфликтов, то они помогают понять сложности взаимоотношений и выявить моменты напряжения. Такой конфликт может благотворно повлиять на дальнейшее развитие отношений», – отмечает Милана Хачатурова. 

Избежать конфликтов невозможно, они случаются как в личной, так и в деловой сфере. Важно, с одной стороны, их не боятся, а с другой – понимать, что делать, если конфликт все-таки начинается или уже случился.

Навык УК может быть полезен  в разнообразных ситуациях. В корпоративной среде он прежде всего необходим управленцам, HR-специалистам, коучам, специалистам, в чьи обязанности входит активное взаимодействие с клиентами. И в целом знания в области управления конфликтами полезны для любого работающего человека, который заинтересован в психологическом комфорте на работе и профессиональном и карьерном развитии. Подавляющее большинство (80 %) конфликтов в российских компаниях, как показало исследование «СберУниверситета», находятся на среднем или высоком уровне эскалации. Это тот уровень, когда оппоненты могут переходить к стратегии прямых угроз и терять уважение и репутацию в коллективе. 

Эффективное управление конфликтами дает большие преимущества компании и работающим в ней сотрудникам. Среди них: улучшение командной работы, укрепление доверия между членами коллектива, снижение рисков текучки кадров. Если конфликты в организации  решаются быстро и эффективно, формируется среда, в которой люди могут чувствовать себя услышанными и ценимыми, они испытывают меньше стресса и напряжения и концентрируются, в первую очередь, на рабочих задачах. 
 

К каким проблемам может привести отсутствие навыка 

Отсуствие навыка управления конфликтами может приводить к разного рода негативным последствиям. Для руководителя они могут выражаться в снижении показателей работы команды, потере кадров, их текучке, сложностях в организации рабочего процесса и т.д. Владелец бизнеса может столкнуться с проблемами в коммуникации с партнерами и  контрагентами, снижением прибыли или даже утратой бизнеса. Для специалистов, взаимодействующих с клиентами, неумение разрешать конфликтные ситуации чревато стрессами, выгоранием и отсутствием финансового роста. 

Неправильный подход к конфликтам может вылиться в негативные последствия для любого работающего человека. Причем, как показало исследование  «СберУниверситета», конфликты сильнее влияют на состояние подчиненных, а не руководителей. Топ– и средний менеджмент чувствуют усталость и опустошенность из-за рабочих конфликтов почти в 2 раза реже, чем другие сотрудники, а испытывают разочарование и теряют мотивацию в 1,5 раза реже. Также более психологически уязвимыми перед конфликтными ситуациями оказываются женщины, чем мужчины. Более раннее исследование, проведенное компанией HeadHunter, опросившей 6,5 тыс. респондентов, показало, что 43% опрошенных увольнялись по причине конфликта, а каждый четвертый никак не пытался его решить, оставляя все как есть. 

Где можно научиться бесплатно

Разобраться в теме управления конфликтами можно с помощью бесплатных курсов на образовательных платформах. Например, такие курсы от различных университетов можно найти на платформе Coursera (однако с определенными ограничениями для российских пользователей). На русском языке бесплатный 36-часовой курс онлайн-курс «Управление конфликтами» с выдачей сертификата предлагает платформа «Россия – страна возможностей». Для быстрого первичного ознакомления с темой можно послушать полуторочасовой курс на портале Эн+ и ОК «РУСАЛ». Также для желающих узнать, как вести себя в конфликтных ситуациях на работе, компания «Нетология» предлагает бесплатный вебинар

Где можно научиться платно 

Платные курсы управления конфликтами можно найти на платформе «Открытое образование» (с бесплатным ознакомительным доступом к части материалов) и также на Сoursera. Обучение УК в платном формате предлагают компании «Нетология», Skillbox и крупные университеты. Например, в НИУ ВШЭ курс «Управление конфликтами» длится несколько недель, в течение которых слушатели учатся на практике анализировать конфликтные ситуации, высказывать криктику и вести спор в конструктивном ключе с применением специальных инструментов. Программа курса включает также такие темы, как типы конфликтных личностей и акцентуации характера, стили поведения в конфликтной ситуации, разрешение конфликтов с участием третьих лиц, противодействие манипуляциям.

Также читайте: