Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Влиятельный подчиненный

Влиятельный подчиненный

Бизнес в малых городах России способен влиять на локальную политику, но ее авторитарность, слабость правовой системы и давление на предпринимателей делают неизбежной их готовность занять подчиненное положение в системе властных отношений.

Валерий Ледяев и Алла Чирикова выяснили это по итогам 76 интервью с экспертами и представителями деловой и административной элиты из пяти городов численностью населения от 41 до 88 тысяч человек. Доклад по результатам исследования был представлен на XIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Все друг друга знают

В каждом из городов крупный бизнес имеет серьезное влияние. По оценкам участников интервью, он либо занимает второе место во властной иерархии после руководства города, либо его ресурсы сопоставимы с ресурсами администрации.

Власть вынуждена считаться с бизнесменами, потому что они независимы (могут решать вопросы на более высоких уровнях), а наполняемость бюджета и социальное благополучие горожан «привязаны» к успехам местных предприятий.

Косвенное воздействие на принятие решений позволяет крупным предпринимателям не интегрироваться в локальную политику. В малых городах, где «все друг друга знают», они предпочитают договариваться с чиновниками неформально, через пул «своих людей». Причем делают это в одиночку, поскольку, по их собственным словам, коллегам по бизнесу не доверяют.

Малый и средний бизнес также решает проблемы через укрепление персональных связей во властных структурах. Но, в отличие от крупного, и сам активен в представительных органах.

На участие в политике «малые» и «средние» в первую очередь смотрят сквозь призму предпринимательства: защита личных и корпоративных интересов, получение дополнительных привилегий. «Бизнес идет за деньгами. Как и везде», — цитируют своих собеседников авторы исследования.

Конфликты не на публику

Во всех городах имеют место скрытые конфликты между политической элитой и бизнесом, прежде всего малым/средним. В случае отказа в просьбах администрации (помощь городу, поддержка социальных программ) предприниматели опасаются за свое дело («У власти есть столько способов на меня надавить») .

Однако противостояния открытого, вынесенного в публичную сферу, нет нигде, и оно вряд ли возможно, отмечают ученые. Причины, по их словам, в авторитарной природе российской политической системы (ограничение «потенциала политического участия граждан») и незащищенности бизнеса.

Природа же самих конфликтов чаще всего экономическая. «Нередко представители власти являются вполне успешными бизнесменами. Большинство руководителей городов и многие депутаты либо фактически владели собственными компаниями, либо находились в тесной неформальной связи с определенными бизнес-группами, поэтому их противодействие предпринимателям больше напоминает отношения внутри делового сообщества», — говорится в исследовании.

Положение бизнеса в структуре власти малого российского города, с одной стороны, схоже с зарубежными аналогами — как и в Европе, и в США, руководители крупных фирм имеют большой потенциал влияния на локальную политику.

С другой стороны, есть и существенные отличия. Авторитарность политики, слабость правовой системы, высокая зависимость бизнеса от власти, злоупотребления со стороны чиновников, отсутствие сильных организаций, способных отстаивать интересы бизнесменов, ставят их в положение подчиненных.
IQ

Авторы исследования:
Валерий Ледяев, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ
Алла Чирикова, главный научный сотрудник  Институт социологии ФНИСЦ РАН

 

Автор текста:Салтанова Светлана Васильевна,24 мая, 2018 г.