Доля женщин в советах директоров российских компаний минимальна. Между тем гендерное разнообразие управленческого состава положительно влияет на успехи предприятий. Это подтвердилось в результате совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ и СПбГУ.
С конца 90-х доля женщин в российских советах директоров (СД) выросла с 8 до 14%. А число компаний, имеющих не только мужчин в директорском составе, увеличилось с 53 до 65%. Но при этом даже в 2014 году у более чем трети предприятий в России не было ни одной женщины в СД.
Авторы проанализировали данные организаций, акции которых торговались на фондовом рынке в течение исследуемого периода, — с 1998 по 2014 годы. Всего выборка составила более 500 компаний нефинансового сектора из всех макрорегионов России, около трети предприятий представляют Центральный федеральный округ. Преобладающие сферы, к которым относятся анализируемые организации, — электроэнергетика, телекоммуникации и обрабатывающие отрасли промышленности. В ходе работы ученые использовали базы данных СКРИН и СПАРК.
Наибольшая доля женщин-директоров зафиксирована в компаниях, относящихся к торговле и связи, а наименьшая — в металлургии, машиностроении, добывающей и химической промышленности. Данные показали, что процент женщин в СД снижается с размером компании.
В среднем в течение исследуемого периода одна женщина-директор была в 32% российских компаний, две — в 16%, три — в 7%, четыре и более — только в 3% предприятий.
В науке нет консенсуса относительно того, как гендерное разнообразие в органах управления компаниями влияет на их эффективность. Есть исследования, которые демонстрируют положительную связь между наличием женщин в СД и экономическими успехами предприятий, другие не обнаруживают статистически значимой связи, некоторые показывают, наоборот, отрицательную. В России этот вопрос остается малоизученным.
С 1970-х годов известна концепция критической массы (доли женщин), необходимой для существенных изменений в процессе и результатах работы группы. Ряд эмпирических исследований подтверждают этот тезис для СД. Для существенных изменений в его работе (и как следствие результативности компании) необходимо наличие минимального числа женщин-директоров. Так, согласно израильским данным это число должно быть не менее трех.
Авторы решили проверить этот тезис применительно к России путем регрессионного анализа. Выяснилось, что назначение одной или двух женщин в СД практически не связано с результатом деятельности фирм. Значимый эффект обнаруживается только при появлении третьей женщины в директорском составе. Но при назначении четвертой он не усиливается. То есть полученные результаты в целом согласуются с теорией критической массы, согласно которой эффект представительства женщин в СД проявляется при их количестве не менее трех.
Многие развитые страны устанавливают жесткие квоты минимального представительства женщин в органах управления публичными компаниями. Так в Норвегии в 2003 году приняли закон, согласно которому доля женщин в СД должна составлять не менее 40%. В Германии, Франции, Бельгии и других государствах эта цифра колеблется в диапазоне 25-40%. В России таких норм не существует. А принятый в 2014 году Кодекс корпоративного управления, носящий рекомендательный характер, никаких отсылок к гендерному составу СД не содержит.
Ученые отмечают, что нельзя исключать и обратные эффекты, когда результативность фирм влияет на гендерное разнообразие в управленческом составе. Это может быть связано, например, с желанием успешных предприятий улучшить репутацию среди инвесторов. Тем не менее, как говорится в исследовании, ряд более сложных эконометрических моделей в целом подтверждают вывод о позитивном влиянии наличия женщин в СД на результаты деятельности компаний.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!