Россияне все больше времени тратят на работу. В прошлом году 4,5 млн человек или 6% от общего числа занятых трудились более 40 часов в неделю. Три четверти перерабатывали до десяти часов в неделю, а остальные проводили в офисе еще больше времени. Причины задержек у «станка» разнятся — от личного трудоголизма до проявления корпоративной солидарности, отмечают в исследовании «Мотивы и институциональные условия переработок (на примере офисных служащих г. Москвы)»* студенты бакалаврской программы «Социология» факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Бейлина, Дарья Кантер, Александр Клементьев и Надежда Лялина.
Исследователи провели ряд интервью с офисными работниками в Москве и выделили три группы мотивов переработки:
Кроме того, служащие могут задержаться в офисе, чтобы помочь коллегам, получив «взамен ощущение собственной незаменимости и важности» или надеясь на такую же помощь в отношении себя.
Есть готовность работать больше ради важной цели. Характерные в таких случаях целеустремленность и потребность в достижении высоких результатов ведут к чрезмерному трудолюбию и в итоге — к переработкам.
Важный мотив — интерес к делу. При этом играет роль возраст работников. Те, кто моложе тридцати лет, охотно включают «энергетику молодости», в то время как старшие товарищи считают переработку поведением за пределами нормы (перерабатывать «некрасиво», «непозволительно»).
«Заставить задержаться на работе могут специфические условия труда, не зависящие от самого индивида», говорят авторы исследования.
Речь о правилах работы в коллективе, а также в самом офисе — пространстве, где переплетаются интересы всех и каждого.
Зависимость от действий других способна как держать в рамках, так и удлинять рабочий день. Так, «сотрудник, занимающийся переговорами с поставщиками, уходит строго по окончании официального трудового дня, поскольку в этот момент закрываются офисы контрагентов и оставаться на рабочем месте бессмысленно». В то же время перерабатывать приходится в ожидании. Например, подписи начальника. Для кого-то неудобно оставаться в офисе дольше положенного, «поскольку уборщица не может начать свою работу». Для других, наоборот, удобно — когда офис пустеет, и задержаться в нем означает потрудиться более продуктивно.
Необходимость переработки и отношение к ней сотрудников зависят еще и от того, в каких компаниях они трудятся.
Исследователи поделили организации на два типа:
В итоге в постфордистких фирмах переработка становится нормой и не приносит материальных и карьерных выгод. В организациях с функциональной иерархией задержка на работе — вынужденная мера для сохранения должности и получения выгод. Она подтверждает ценность сотрудника, говорит о его лояльности компании.
IQ
* Объект исследования — офисные работники Москвы, занятые полный рабочий день на протяжении всей рабочей недели. Реализованный тип выборки — целевая выборка с максимальной вариацией. В ходе исследования были взяты 22 полуструктурированных интервью.
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Елена Бейлина, стажёр-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!