Компетенции – это сочетание знаний, умений и навыков с мотивацией к деятельности, сформулировал профессор Московского гуманитарного педагогического института Сергей Весманов. Цель исследования – выявить дефицит гуманитарных компетенций, необходимых для создания магистерских программ, способствующих построению успешной карьеры в Москве. В ходе исследования было проведено 78 глубинных полуструктурированных интервью экспертов, среди которых:
Респондентам предлагались четыре группы гуманитарных компетенций: педагогические, исследовательские, проектные и коммуникационные. «Эти четыре группы были представлены потребителям, посредникам на рынке труда и работодателям, с целью уточнить, дополнить и ранжировать их в соответствие со степенью важности для получения работы и построения успешной карьеры», – говорит Сергей Весманов.
Каждая компетенция в свою очередь состояла из набора специфических навыков и умений:
На первое место опрошенные эксперты поставили коммуникационные компетенции, следом за ними проектные, а на третьем месте разместили исследовательские, и, наконец, педагогические.
Для работодателей (подавляющее большинство опрошенных относились к системе образования) термин «компетенция» не нов, «это входит в набор профессиональных терминов, которыми они так или иначе оперируют», пояснил Сергей Весманов. Несмотря на это, среди опрошенных доминирует позиция, что никаких компетенций будущему работнику не надо «у человека должна быть мотивация, а дальше мы его всему научим». С точки зрения работодателей, названные группы компетенций начинают играть роль на уровне менеджеров и директоров, то есть в ситуации, когда человек стремится выстроить вертикальную карьеру.
Схожая точка зрения наблюдается и у потребителя, который рассматривает магистратуру и МВА как атрибуты административного роста. Формирование гуманитарных компетенций рассматривается будущим работником только в том случае, если он нацелен на карьерный рост. Если же человек не планирует строить вертикальную карьеру, а хочет остаться учителем, программистом, инженером, врачом, и т.д., то не считает гуманитарные компетенции необходимыми.
Что касается посредников (представители кадровых агентств), то они вообще не используют термин «компетенции». Прежде всего, потому, что их клиенты-работодатели не ставят задачу подбирать работников с теми или иными компетенциями. Даже продвинутые работодатели ограничивают свои требования набором знаний, умений и навыков.
Таким образом, термин «компетенции» на рынке труда города Москвы, на сегодняшний день практически не присутствует, делает вывод автор доклада. Основное требование к работнику – это мотивация, которая заменила понятие компетенции. «Все опрошенные кадровые агентства говорят: нам нужно, чтобы человек хотел работать, а дальше мы научим. Важны лояльность, желание и все, что относится к мотивации», – подводит итог Сергей Весманов. Исключения, по словам ученого, есть, но только в профессиях, связанных с техническими специальностями.
Современный рынок труда не ожидает от системы высшего образования подготовленного специалиста, делает вывод Сергей Весманов. «Никто не ждет, что из ВУЗа придет человек, у которого есть набор компетенций, способный эффективно трудиться и строить карьеру», – заключил он.
См. также:
Требования к навыкам персонала можно стандартизировать
Бизнес займется подготовкой кадров
Молодые кадры не умеют общаться
Россияне боятся трудовых конфликтов
Полный текст презентации «Дефицит гуманитарных компетенций»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!