Исследование типов горожан было подготовлено к IV Московскому урбанистическому форуму. Авторы работы – сотрудники Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Екатерина Дыба, Егор Котов, Петр Иванов и Татьяна Шварева во главе с руководителем проекта Александром Высоковским – в рамках масштабного исследования «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда» опросили жителей шести городов: Екатеринбурга, Новосибирска, Воронежа, Томска, Краснодара и Тюмени. В анкетировании участвовали 5400 человек.
На основе опросов и были выделены четыре группы горожан – в зависимости от их требований к городской среде, заинтересованности в тех или иных аспектах развития города и степени мобильности (подробнее о проекте см. статью «Полноценной жизнью живут не только столицы»).
Первая группа – почти треть (32,2%) от общего числа респондентов – горожане во всех смыслах этого слова. Это люди со сложившимся отношением к городской среде, которые ориентированы на жизнь в сообществе. Такие жители принимают близко к сердцу эстетику города и ценят предоставляемые им широкие социально-экономические и культурные опции. Среди представителей этой группы наибольший процент людей с высшим образованием (65,3%). Большинство респондентов из этой группы имеют доходы до 50 тысяч рублей в месяц на одного человека.
Эту группу интересуют такие блага как образование, работа, досуг и благоустройство. Для них важно, чтобы в городе были хорошие вузы, много магазинов шаговой доступности и крупные торговые центры. Их любимые места связаны с досугом в одиночестве или в компании друзей: это музеи, театры, выставки, кафе, стадионы. Они активно перемещаются по всему городу, хотя и тяготеют к центральной его части.
Горожан этого типа волнует привлекательность облика города, в том числе дворов и зеленых зон. В то же время в особой активности по месту жительства они не замечены. Им, к примеру, не интересно участие в местном самоуправлении.
Горожан второй группы (в исследованных городах таких жителей в среднем 22,2%) значительно больше, чем горожан первой группы, волнуют вопросы качества жилья и придомового окружения, а также управление жилыми домами и стоимость жилья. Они активно интересуются благоустройством дворов и скверов, часто участвуют в субботниках и организуют уборку подъезда, говорится в работе.
В этой группе преобладают жители городской периферии, которые ездят на работу в центр или в другие районы города. Поэтому для таких горожан особенно важно качество работы общественного транспорта.
Если первая группа относительно молодая, то вторая – люди средних лет. Их доходы на одного члена семьи – 15-25 тысяч рублей.
Третья группа не имеет отчетливых средовых предпочтений и стратегий городского поведения. Такие горожане, по определению исследователей, довольно пассивны. Это самая большая по численности группа: 42% от общего числа респондентов. Ее представители ценят в городах возможность трудоустройства, высокую зарплату, а также хорошие детсады, школы и поликлиники. Остальные требования к качеству городской среды (насыщенный досуг, нормальный транспорт и пр.) они предъявляют по минимуму.
Чаще всего такие люди ищут работу рядом с домом. Они не состоят ни в каких общественных движениях, будь то местное самоуправление или благоустройство двора. Представители этой группы низкодоходны, пишут эксперты: больше половины имеют доход до 25 тысяч рублей на одного человека.
Видимо, такие горожане реализуют кризисную жизненную стратегию. Не случайно их территория ограничена лишь квартирой и работой. «Их средовые предпочтения могут сформироваться при повышении уровня доверия к окружающим их людям и институтам и при улучшении качества городской инфраструктуры», – комментируют исследователи.
Четвертая группа горожан – наиболее малочисленная (3,8% от выборки) – сильно отличается от остальных. Такие люди сверхактивны, инициативны и амбициозны. В этой группе больше всего бизнесменов, студентов и тех, кто совмещает работу с учебой. Горожане этого типа ценят хорошую экологию, качество транспорта и инфраструктуры. Однако в целом их отношение к городу крайне потребительское, указывают эксперты.
Такие жители почти не участвуют в местном самоуправлении, но, тем не менее, придают важность социальному капиталу. Четверть горожан этого типа состоят в общественных движениях, а 71,5% за последние год-полтора участвовали в добровольных акциях и занимались благотворительностью. Почти 40% удовлетворены своим местом работы.
Поскольку в этой группе больше всего бизнесменов и работающих студентов, ее представители вполне оптимистично смотрят на предпринимательство: 42% считают, что в их городе легко (или, скорее, легко) заниматься бизнесом. «Можно предположить, что это ценностно монолитная группа, ориентированная на индивидуализм и личностные достижения, – пишут авторы исследования. – Они не укоренены в городе, город является для них лишь тем местом, где они могут реализовать свои собственные устремления». Такие люди готовы переехать и в другой город, если получат там более выгодное предложение по работе.
С учетом выделенных групп горожан, можно повысить качество городской среды за счет четырех факторов, указывают авторы исследования.
Первый – развитие институтов гражданского общества. Жителей города нужно вовлекать в управление городской средой. Это особенно важно для горожан третьей группы: в этом случае они смогут самоопределиться в городе.
Второе направление действий – повышение качества культурной инфраструктуры города. Это увеличит удовлетворенность им у жителей первой группы.
Третий сюжет – развитие транспорта и повышение качества и доступности жилья, для соответствия потребностям горожан второй группы.
И, наконец, для поддержки представителей четвертой группы необходимо еще одно направление действий: расширение возможностей реализации предпринимательских и социально значимых проектов.
См. также:
Полноценной жизнью живут не только столицы
Россиян привлекают города-миллионники
«Умные города» помогут модернизировать экономику страны
Российские города отстают в развитии
Москвичи привязаны к своему району
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!