В 2013 году в России ДТП стали причиной преждевременной смерти почти 27 тысяч человек, а почти 258,5 тысяч человек были травмированы. Однако данные об авариях нередко нуждаются уточнении, рассказал Тимур Фаттахов в статье «Источники информации о ДТП и учет дорожно-транспортного травматизма в России», опубликованной в свежем номере «Демографического обозрения».
Дело в том, что статистику по происшествиям на автомагистралях ведут сразу несколько ведомств: Госавтоинспекция МВД РФ, Росстат и Минздрав. Свои подсчеты существуют у страховых компаний и общественных организаций. Учет различных структур, по логике вещей, мог бы помочь составить полную статистическую картину по дорожному травматизму и смертности. Тем не менее, ее пока не существует.
Данные разных ведомств не стыкуются прежде всего потому, что Минздрав и полиция по-разному понимают ДТП. Автоинспекция фиксирует трагедии с участием транспорта, которые случились не только на магистралях. В медицинской форме отчетности №40 (это рапорты отделений скорой помощи) и Демографическом ежегоднике (регулярном сборнике Росстата), напротив, фигурируют погибшие только в несчастных случаях на дорогах. Это связано с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), по которой транспортный инцидент вне автомагистрали не считается ДТП, пояснил Фаттахов. И вот результат статистического разнобоя: в 2012 году дорожная полиция насчитала почти 28 тысяч погибших в результате ДТП, а в Демографическом ежегоднике фигурируют лишь 20,6 тысяч погибших.
Еще один момент, влияющий на «математику» аварий, состоит в том, что в России, как и во многих других странах, учитываются только ДТП, в которых пострадали люди, подчеркивает автор статьи. Подсчет инцидентов без раненых и погибших не ведется.
В силу названных терминологических причин медицинские организации, фиксирующие дорожные происшествия, не учитывают сразу несколько разрядов случаев. Это, например, аварии, произошедшие во время авторалли и тренировок по мотоциклетному спорту, трагические случаи во время производственных операций транспорта (например, прокладка траншей, лесозаготовка, сельхозработы), попытки самоубийств с помощью транспорта.
В ряде европейских стран понятие дорожно-транспортного происшествия более широкое. Оно включает, например, столкновения велосипедистов, а также велосипедистов и пешеходов, и статистика получается более полной. В России подобные случаи официально не фиксируются.
Исследователь восполняет статистический пробел и приводит собственные расчеты по трагическим случаям, не охваченным официальными данными по ДТП. В 2000 году таких «незамеченных» инцидентов, по оценке Фаттахова, насчитывалось 3023, в 2005 году – 2610, в 2011 году – 1414, в 2012 году – 1491 случай.
В таблице 1 приведены цифры по разным разрядам таких трагедий. Здесь фигурируют, например, преднамеренные самоповреждения посредством аварии, а также аварии с неопределенными намерениями (весьма представительный разряд – 301 трагедия в 2012 году), падение, лежание или бег перед движущимся объектом (140 случаев в том же году), наезды велосипедистов на пешеходов. В сумме же получается довольно внушительная цифра неучтенных жертв ДТП (почти 1500 случаев).
Таблица 1. Число смертей в России, связанных с дорожно-транспортной инфраструктурой и техникой, но не учитываемые в статистике ДТП
Источник: расчеты автора статьи на основе неперсонифированных данных Росстата (2006-2012).
Проблема неполного сбора информации по авариям с пострадавшими существует во многих странах. В Великобритании, например, фиксируется лишь 60% ДТП, в которых получили травмы водители или пассажиры; в Австралии – около 70% таких случаев. В России дорожная полиция недоучитывает, по меньшей мере, 10% ДТП с пострадавшими. Но если учесть, что данные медиков, скорее всего, занижены, то «общий показатель неучтенных случаев в России может возрасти до уровня развитых стран и даже превзойти их», полагает Фаттахов.
О разнобое в данных свидетельствует данные на рисунке 1. Число травм в результате аварий, по подсчетам дорожной полиции, держится на уровне 250 тысяч ежегодно. Количество раненых согласно форме № 57 (сведения о травмах и других последствиях внешних причин, которые составляются учреждениями Минздрава, оказывающими соответствующую помощь) оказалось явно меньше, чем число раненых по данным полиции и по данным статистической формы №40. Согласно последним, число травм достигло почти 300 тысяч в 2011 году.
Разницу данных эксперт объясняет коммуникационными сложностями между ведомствами. Так, не все случаи обращения к врачам (например, скорой помощи) по поводу ДТП становятся известны полиции. Либо, наоборот, автоинспекция может дублировать информацию по одному пострадавшему (при переводе из одного стационара в другой каждая организация может подать данные о поступлении пациента). Занижение данных может быть связано с тем, что люди не всегда сообщают об инцидентах, а полиция может не фиксировать информацию. Больницы также могут не заносить данные о поступающих пациентах.
Так или иначе, все эти статистические и коммуникационные нюансы затрудняют получение точной информации о смертности и травмах в результате ДТП.
Рисунок 1. Число зарегистрированных ранений в ДТП, тыс.
Источник: данные Министерства здравоохранения за 2006-2011 годы.
Сейчас в России есть реальные предпосылки для создания единой межведомственной системы управления безопасностью дорожного движения, считает исследователь. Нужна интеграция данных разных организаций в единое информационное пространство. Для полноты статистики по ДТП и решения проблем аварий имеет смысл участвовать и в международных исследовательских проектах, поддерживать региональные и глобальные информационные системы, заключает эксперт.
См. также:
Число трагических смертей среди пожилых снижается
Смертность снижается неравномерно
Фаттахов Т. А. Пешеходы на дорогах // Демоскоп Weekly. 2014. № 603-604.
Общественный транспорт должен стать приоритетом
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!