Доцент экономического факультета Новосибирского государственного университета Ольга Валиева попыталась выяснить, как сложившиеся практики менеджмента влияют на стратегии развития компаний и коррупционную компоненту.
Автор выдвинула три гипотезы:
Для подтверждения выдвинутых гипотез в 2012-2013 годах был проведен опрос руководителей 121 компаний Сибирского федерального округа. Респондентами стали топ-менеджеры региональных подразделений международных компаний, филиалов и представительств крупных федеральных компаний, крупные сибирские предприятия и организации, относящие себя к среднему и малому бизнесу.
Опрос проводился методом полуструктурированного интервью и включал следующие блоки вопросов:
Формулируя гипотезы, исследователь опиралась на две точки зрения:
В частности автор ссылается на мнение российского социолога Антона Олейника, утверждавшего, что «характеристики институциональной среды следует считать независимыми переменными, а зависимыми – параметры управленческих структур, в том числе и рынка».
Влияние трансакционных издержек было включено в расчеты для характеристики вариативности внешней среды. «Многими авторами было доказано, что чем выше вариативность, тем выше условия неопределенности и тем больше организационная структура должна быть адаптивна и иметь развитые горизонтальные коммуникации», – пояснила Валиева. Так у институционалистов налоги и коррупция входят в состав трансакционных издержек и напрямую влияют на эффективность деятельности организации.
Коррупционная компонента была введена как фактор, снижающий экономическую эффективность компаний. Однако проблемы коррупции в России носят системный характер и проявляются в трех ипостасях: в государственном управлении, в бизнесе и в социуме.
К примеру, профессор НИУ ВШЭ Марк Левин в своей работе «Экономика коррупции» показал, что масштаб коррупции зависит от ряда параметров бюрократической системы: уровня зарплаты в госсекторе, системы контроля работы чиновников, качество которой определяется через вероятность наказания взяточника, и суровости законов, определяющих размер наказаний за взяточничество.
Профессор Школы славянских и восточноевропейских исследований в Университете Лондона Алена Ледёнева, анализируя культурные основы коррупции в России, выявила наличие неформальных правил и системы личных связей, часто более важных для принятия политических и экономических решений, чем формальные законы или иерархии управления. Значит необходимо модернизировать неформальные сети посредством самоанализа и постепенного сокращения их использования. Только это сможет изменить систему изнутри.
Результаты проведенного анализа позволили подтвердить обе гипотезы.
Выяснилось, что при прогрессивных формах управления, качественной обработке информации при принятии управленческих решений, реакции на рыночные изменения происходят более интенсивно. Исследование также показало, что изменение процессных подходов к управлению, вовлечение в принятие решений целевых групп и проектных команд может снизить коррупционную составляющую в бизнесе.
Подтвердилась и вторая гипотеза: чем шире распределена власть среди владельцев или акционеров, тем меньше в компании коррупции. Компании, имеющие совет директоров, как правило, имеют адаптационные организационные структуры, и обработка информации в таких фирмах направлена на повышение эффективности. В организациях, где власть распределена среди нескольких акционеров или собственников, принятие решений осуществляется прогрессивной группой менеджеров.
Наконец, гипотеза о линейной положительной связи налогов и коррупции также успешно подтвердилась. При макроэкономическом регулировании налогообложения в России необходимо учитывать, что любое повышение налогов и штрафов влечет за собой формирование новых схем уклонения от уплаты налогов и рост коррупционной составляющей.
Тем не менее, в исследовании не выявлено прямых зависимостей факторов внешней среды со структурой организации, размером компании, стилями принятия управленческих решений или обработки информации.
«Скорее факт зависимости налогов и коррупции носит макроэкономический характер», – пояснила Ольга Валиева. – Повышение налогов на имущество организаций, а также рост различных неналоговых выплат (штрафов) может привести к росту коррупционной составляющей и более интенсивному формированию уже новых схем уклонения от уплаты».
Централизация принятия решений на верхнем уровне организационной иерархии приводит к консервации предприятия и ориентации компании на внутреннюю политику, отметила в исследовании Валиева. Напротив, чем шире распределена власть среди акционеров, тем ниже риск замыкания компании и сосредоточенность только на решении внутренних проблем.
Изменение подходов к управлению организацией может повлиять на коррупционную составляющую. Прогрессивные формы управления, широта распределения власти среди акционеров снижают риск влияния коррупции.
См. также:
Бизнес ищет защиту от силовиков в объединении
Налоговая нагрузка растет
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!