Для того, чтобы компания росла и развивалась, ей необходимо эффективное корпоративное управление. Разработка и принятие тех или иных управленческих решений и стратегий зависит не только от опыта и профессионализма членов совета директоров, но и от их человеческих и психологических характеристик, например, готовности идти на риск, сохранять спокойствие в сложных ситуациях, быстро принимать решения, производить впечатление на бизнес-партнеров, воодушевлять работников.
Существует мнение, что диверсификация состава директоров, в том числе гендерная, обеспечивает многосторонний взгляд руководства на развитие компании, улучшает ее репутацию и увеличивает интерес инвесторов к фирме.
Старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Татьяна Ратникова и магистрант программы «Стратегическое управление финансами фирмы» НИУ ВШЭ Дмитрий Гаврилов решили выяснить, как женщины влияют на эффективность управление компанией, какие положительные и отрицательные стороны существуют у глобальной тенденции интенсивного вовлечения женщин в бизнес.
В основу работы легли панельные данные Bloomberg и Amadeus о гендерных и финансовых показателях 378 европейских нефинансовых компаний с рыночной капитализацией более 300 млн долларов за 2007–2012 годы.
В последние двадцать лет число женщин на управляющих позициях крупнейших компаний увеличилось, отметила Ратникова. Среднее количество женщин в советах директоров компаний, входящих в список S&P500, устойчиво приближается к двум. Средняя доля женщин в советах директоров крупнейших фирм Еврозоны составила 17,8% по данным на октябрь 2013 года.
Развивающиеся страны также стремятся поддерживать эту практику, хотя и отстают от развитых стран по абсолютным показателям. Так, по данным рейтинга GMI на апрель 2013 года, средняя доля женщин в советах директоров в бразильских компаниях составила 5,1%, китайских – 8,4%, российских – 4,8%, индийских – 6,5%. Лидером по количеству женщин-управленцев оказался Китай. Это единственная страна, входящая в БРИКС, в которой более 50% рассмотренных компаний имеют в составе совета директоров женщин.
Существует несколько объективных факторов, объясняющих рост присутствия женщин в советах директоров компаний: законодательные квоты, глобальные демографические и социальные тенденции. Так, например, в 22 странах мира установлена минимальная квота для женщин в советах директоров. В Норвегии эта квота составляет 40%. Места для женщин в советах директоров публичных компаний законодательно закреплены также в Индии и Малайзии, а для компаний с государственным участием – в Южной Африке, Кении и ОАЭ.
Предварительный анализ (простое сравнение по показателям выручки компаний, в совет директоров которых входят и не входят женщины) показал: экономическая эффективность компаний и присутствие женщин в их советах директоров – «две вещи несовместные». Чем больше женщин, тем хуже бизнес.
Однако более глубокий регрессионный анализ продемонстрировал обратное. Присутствие женщин в составе совета директоров повышает стратегическую эффективность компаний. По словам Ратниковой, был обнаружен нелинейный эффект влияния доли и числа женщин в советах директоров на рост выручки и активов компании.
При этом выяснилось, что эффективность растет с увеличением количества женщин в советах директоров до некоторого предела, а затем начинает снижаться. Авторы исследования объясняют это тем, что у женщин-директоров, среди прочих особенностей, более высокий уровень образования и, как это ни парадоксально, большая склонность к риску, нежели у мужчин. Это помогает им в выработке инновационных стратегий, которые могут способствовать повышению эффективности во время бурного роста и в кризисное время.
Неслучайно положительный эффект женского управления был обнаружен между 2007 и 2012 годом (период исследования): в то время компании были вынуждены действовать в условиях кризиса.
Однако в спокойный период, когда резких движений не требуется, а необходимо делать рутинную работу, женщины проигрывают мужчинам. «Согласно статистике женщины-директора реже, чем мужчины, имеют семью и детей, и менее склонны (может быть из-за специфики жизненного уклада) к конформизму и традиционному стилю управления. Вероятно, эти свойства в какой-то мере можно связать с обнаруженным пределом в росте эффективности», – объяснила Ратникова.
Авторы исследования также предполагают, что женщину может подводить и чувство чрезмерной ответственности, когда надо одновременно управлять всем: собственностью, заемным капиталом, разного рода активами.
В то же время, обнаружить связь между ростом выручки компании и концентрацией собственности в руках женщин, исследователям не удалось. Единственное, на что обратила внимание Ратникова: увеличение концентрации собственности и одновременный рост числа женщин-директоров ведет к падению стратегической эффективности. Она считает, что избыточное усиление обоих факторов приводит к потере гибкости в управлении и вредит экономической эффективности.
См. также:
Работники готовы участвовать в управлении компаниейЛюбовь компании к сотрудникам будет взаимной
Россияне боятся трудовых конфликтов
Российский бизнес переживает ценностный конфликт
Карьера в российском бизнесе строится на связях
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!