Как правило, молодежью называют социально-возрастную группу от 14 до 30 лет. Но по «Закону о занятости населения в Российской Федерации» (далее – закон) к молодёжи относятся: несовершеннолетние от 14 до 18 лет и граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые. Именно эти группы нормативно признаются приоритетными по отношению к остальной части молодёжи.
Ольга Рахманова проанализировала меры государства по содействию в трудоустройстве молодежи. Также она выяснила, какие возрастные группы могут рассчитывать на государственную поддержку (рассматриваются возрастные группы от 16 до 30 лет). Результаты исследования опубликованы в статье «Государственные меры поддержки по трудоустройству молодёжи: целевые группы в законодательстве и статистике» в научном журнале «Управление экономическими системами».
На сегодняшний день в РФ есть ряд законов, включая региональные, помогающих молодому поколению с самоопределением и поиском работы. Кроме того, действуют отдельные региональные программы, учитывающие социально-экономические условия конкретной территории.
В первую очередь автор рассматривает закон о занятости. К полномочиям региональных властей относится, в частности, организация «временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые».
Эти возрастные группы выбраны не случайно. Анализируя данные Росстата, Ольга Рахманова отметила, что наибольший процент безработных среди молодежи в возрасте 15-19 лет: из них в марте 2015 года не имели работы 31,4%.
Люди младше двадцати лет часто не имеют опыта работы по специальности, и этот фактор нередко становится решающим для работодателя при отказе соискателю, отметила Рахманова.
Примечательно, что молодым людям со средним специальным образованием устроиться несколько проще – их амбиции меньше, они востребованы для выполнения малоквалифицированной работы и могут рассчитывать на помощь служб занятости, ведь в законе говорится о гражданах со «средним специальным образованием». Со временем такие работники могут получить недостающие навыки и повысить квалификацию.
Выпускникам вузов сложнее. Их амбиции и запросы к рабочим местам выше (они коррелируют с уровнем образования). Однако прежде чем претендовать на своё место по специальности, выпускник должен заново подтвердить квалификацию практикой, а не предъявлением полученных теоретических знаний. Отчасти этим объясняется стремление студентов иметь частичную занятость во время учебы: будущие профессионалы приобретают опыт для дальнейшего успешного трудоустройства. Так, по результатам мониторинга НИУ ВШЭ, чуть более трети студентов (35%) совмещают учёбу с работой, эта усреднённая цифра, конечно, больше среди учащихся магистратуры (около 72%).
По закону безработным гражданам государство предлагает социальную поддержку, бесплатную профориентацию, бесплатное медицинское освидетельствование. Рассматриваемые автором возрастные категории в пункте о безработных напрямую не обозначены. Тем не менее, как отметила Рахманова, статья 23 «Закона о занятости населения в Российской Федерации» регламентирует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для граждан, признанных безработными. Поэтому несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет можно отнести к «гражданам, не имеющим квалификации», а молодых людей 18-20 лет со средним специальным образованием – к тем, кому «невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации», а также «имеющим среднее профессиональное образование и ищущим работу впервые». То есть в целом обе целевые группы охвачены данной программой.
«Остаётся не вполне понятным, какие именно градации приоритетов предоставления услуг были заложены для группы молодежи по сравнению с другими из этого же списка: инвалидами, родителями детей-инвалидов, усыновителями, супругами военнослужащих», – говорит Ольга Рахманова. Также не ясно, в какой очерёдности органы местной власти должны предлагать безработной молодёжи повысить свой образовательный уровень при одновременной подаче документов несколькими «приоритетными» группами граждан.
Служба занятости также занимается организацией общественных работ – временной, но оплачиваемой социально полезной деятельностью. Это может быть неплохим шансом для молодежи попробовать себя в чём-то новом, не сильно проиграв при этом в финансовом плане. Приоритетное право воспользоваться данной программой имеют безработные, не получающие пособия, что как раз подходит под категорию обучающихся.
Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 года также имеет одной из своих задач социализацию молодёжи, привлечение её к труду. Для реализации этой задачи существует сразу несколько программ. Например, проект «Карьера». Он направлен на самоопределение молодежи на рынке труда, вовлечение ее в деятельность трудовых объединений, молодежных бирж труда и других форм занятости.
Также цель проекта – социально-правовое просвещение, помощь в планировании и развитии эффективной карьеры на рынке труда, взаимодействие субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства. Целевая группа – граждане от 14 до 30 лет с разбивкой по двум группам: от 14 до 18 лет – выполняют временные работы на основе частичной занятости; от 18 до 30 лет – заняты на сезонных и временных работах, частично занятые во время учебы (чаще всего студенты).
См. также:
Выпускники элитных университетов зарабатывают больше
Молодые инженеры верны профессии
У ученых должно быть больше причин заниматься наукой
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!