Более половины россиян, по данным Росстата, регулярно пользуются общественным транспортом. И при этом предъявляют к нему все более высокие требования по качеству, комфорту и доступности. Модернизация транспортной системы — одна из задач нацпроекта «Инфраструктура для жизни» и федерального проекта в его составе «Общественный транспорт», на эти цели из региональных и федеральных бюджетов ежегодно выделяются миллиарды рублей. В каком направлении сегодня развивается общественный транспорт, каковы государственные приоритеты и направление инноваций в этой сфере обсудили эксперты и участники рынка на круглом столе «Следующая остановка — будущее»: как общественный транспорт определяет ритм городов» в рамках Форума имени А.А. Высоковского на площадке НИУ ВШЭ.
Как подчеркнул научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин: «Без общественного транспорта постсоветские города физически не смогут выжить. Его развитие решает несколько важных задач, среди которых импульс для национального машиностроения и новых районов наших городов».
Этот тезис наглядно подтверждает кейс с инвестициями в трамвайные проекты. Генеральный директор ГК «Мовиста» Алексей Зотов привел в пример проект межмуниципального трамвайного маршрута между Екатеринбургом и Верхней Пышмой, который был запущен в 2022 году в рамках концессионного соглашения. Этот маршрут подключил город-спутник Екатеринбургской агломерации к конечной станции метро «Проспект Космонавтов».
Концессия – это форма государственно-частного партнерства, при которой частная компания за собственные или привлеченные средства проектирует, строит и эксплуатирует объект инфраструктуры (в приводимом примере – трамвайные линии, депо, подвижной состав), а государство предоставляет ей на это право на определённый срок и, как правило, компенсирует часть затрат или гарантирует доход за счет эксплуатационной деятельности.
Уже в первый год после запуска построенного трамвайного маршрута рост пассажиропотока составил 60%, что говорит о высоком спросе на рельсовый транспорт. «Трамвай — технологически и социально перспективный транспорт, способный занять центральное место в городских агломерациях, где требуется высокая провозная способность, надежность и экологичность», – подчеркивает Алексей Зотов.
Он обратил внимание, что горожанам интересно перемещаться на трамвае не только потому, что он обеспечивает стабильное и предсказуемое время в пути из-за инженерного обособления линии. Пассажиров также привлекает современная эргономика салона, включая панорамные окна: за счет этого человек не просто передвигается, а «смотрит на город иначе, не так, как привык».
По данным Международного союза общественного транспорта, начиная с 2000 года открыли новые или перезапустили старые трамвайные линии не менее 108 городов, включая 60 европейских.
Алексей Зотов акцентировал внимание на важности комплексного подхода к развитию транспортной сети: нельзя просто отгрузить в город новые вагоны — нужно заново выстроить логистику транспортного обслуживания, построить новые остановочные комплексы, интегрировать бесконтактную оплату и цифровую навигацию. В регионах, где «Мовиста» уже работает, внедряются системы контроля безбилетников с тепловой визуализацией данных об очагах их возникновения, которые показывают концентрацию нарушений по времени и по остановкам. Благодаря этой системе контролёры осведомлены, на какой остановке и в какое время высок потенциал концентрации пассажиров, осуществляющих хищение выручки (безбилетный проезд).
Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Сергей Семёнов отметил эффективность федеральной программы «Безопасные и качественные дороги», действие которой завершилось в 2025 году. В рамках программы в регионы России поставлено более 16 тысяч единиц подвижного состава общественного транспорта, в том числе свыше 8 тысяч – только в 2024 году.
Сергей Семёнов также отметил, что в этом году запущен новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», направленный на продолжение деятельности, ориентированной на комплексное обновление и развитие общественного транспорта в регионах. Проект предусматривает программу льготного лизинга со скидкой до 40%, на что закладывается 7 млрд рублей из федерального бюджета, а также дополнительные 15 млрд — из региональных бюджетов. По его словам, также на ближайшие три года зарезервировано более 50 млрд рублей для финансирования обновления подвижного состава.
Опытом по созданию системы комфортного городского транспорта поделилась директор по стратегическим проектам Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Ольга Морозова.
Говоря о комфорте транспорта, спикер отметила, что город строит инфраструктуру так, чтобы остановки общественного транспорта находились в трех минутах ходьбы от жилых кварталов.
Также важный аспект развития — доступность рельсового транспорта. Это станет возможным благодаря масштабной программе по развитию рельсового каркаса столицы и интеграции железнодорожных маршрутов Москвы и Московской области. Другое достижение столицы, по словам, Ольги Морозовой, — развитие и обновление трамвайного парка Москвы. Уже запущен обновлённый парк вагонов и проведена реконструкция депо имени Апакова, а осенью 2025 года ожидается последний этап по разработке и запуску беспилотного трамвая.
Как ранее сообщил столичный мэр Сергей Собянин, в Москве только в 2024 г. пассажиры воспользовались услугами трамваев более 190 млн раз. В городе в прошлом году открыта новая спрямляющая трамвайная линия близ площади Рогожской Заставы. В этом году непосредственно в историческом центре Москва строит ещё две новых трамвайных линии: по проспекту Академика Сахарова и к Рижскому вокзалу.
Большое внимание уделяется внедрению цифровизации на транспорте. Ольга Морозова отметила, что планируется полное удаление турникетов в метрополитене и перевод всех форм оплаты на цифровую основу. Пассажир сможет оплачивать поездку с помощью биометрии или мобильного приложения. По её словам, проект по бесконтактной оплате поездок в Москве уже доказал свою эффективность. Это не только сокращает время посадки и увеличивает пропускную способность станций, но и позволяет быстро отслеживать по камерам местоположение потерявшихся людей по отношению к ближайшей остановке.
Заместитель директора по развитию колесного транспорта ООО «ПК Транспортные системы» Денис Фролов подробно остановился на аспектах эксплуатации электробусов в российских климатических условиях: несмотря на все достижения в этой сфере, зимой электробусы теряют до 30% запаса хода из-за большого расхода электроэнергии на работу систем отопления салона. Это приводит либо к сокращению коэффициента использования парка, либо к необходимости компенсационного выпуска дополнительного подвижного состава на маршруты. Кроме того, модель ночной зарядки электробусов требует значительных единовременных электрических мощностей (вплоть до отдельной ЛЭП к депо).
На основе обстоятельных расчетов Денис Фролов заключил, что для электрического общественного транспорта в настоящее время самое лучшее соотношение эксплуатационных и экономических показателей демонстрирует динамический способ подзарядки (в движении, от воздушной контактной сети), т.е. по троллейбусной схеме, особенно в морозную погоду. Сочетание подзарядки в движении, как основного способа токосъёма, и отклонение в аккумуляторном режиме (подзаряжаемом на участках с контактной сетью) обеспечивает большую провозную способность и является наиболее перспективным направлением.
Он отметил, что при наличии даже 10 единиц троллейбусов с увеличенным автономным ходом (вне контактной сети) система начинает окупать вложенные в нее средства (даже при навешивании контактной сети с нуля, поскольку при запуске электробусов с ночной зарядкой, всё равно для них строится система энергоснабжения, зарядные станции и подстанции). Однако такое решение сталкивается с другой проблемой – нехваткой водителей категории D, допущенных к управлению троллейбусами. Эту проблему, по словам Фролова, можно решить, если объединить категории водителей автобусов и троллейбусов, что позволило бы оперативно закрыть дефицит водителей на маршрутах.
Спикер подчеркнул, что развитие электротранспорта должно идти параллельно с модернизацией контактной сети, зарядной инфраструктуры и диспетчерских центров. По его мнению, ставка только на электробусы с ночной зарядкой без учёта особенностей российских зим и потребностей регионов — это стратегическая ошибка: такая техника проработает непродолжительный период и будет часто простаивать.
Необходим дифференцированный подход, в котором каждая технология занимает свою нишу: троллейбусы с увеличенным автономным ходом на маршрутах с интенсивным движением и электробусы — на менее загруженных направлениях. Это особенно актуально для городов, где нет возможности одномоментно перейти на крупные закупки. Такая модель позволяет поэтапно обновлять подвижной состав, не перегружая городской бюджет, уверен эксперт.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что, говоря о будущем общественного транспорта, важно помнить: модернизация и цифровизация — неотъемлемые составляющие современной транспортной политики. «Мы точно будем жить в цифровом мире. Мы точно будем эгоцентричными, и выберем доехать быстрее и одному. Мы ценим время, и дальше хотим какие-то дополнительные услуги, если едем в общественном транспорте больше 20 минут. Может мы скоро экзамен будем сдавать, пока едем в трамвае», —сказал Алексей Зотов.
В заключении круглого стола модератор дискуссии Павел Зюзин поблагодарил Департамент транспорта Москвы за реализацию проекта строительства трамвайной линии через проспект Академика Сахарова, которая соединит основной кампус Высшей школы экономики с Площадью трёх вокзалов.
Эксперт добавил, что общественный транспорт в настоящее время – неотъемлемая составляющее качества жизни в городах, а его состояние – индикатор уровня компетенций в управлении городом в целом.
Автор: Алла Мартыненко, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!