Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Советский ситец как источник вдохновения для современных дизайнеров 

Советский ситец как источник вдохновения для современных дизайнеров 

Почему важно исследовать наследие СССР в моде 

Недавно вышла книга доцента НИУ ВШЭ в Перми Юлии Папушиной «Мода в стране дефицита: культура одежды, массовый пошив и ателье в позднем СССР». В ней показано, как развивалась региональная мода в СССР, кто ее делал, каким был в этой сфере маркетинг и контроль качества. Специально для IQ Media автор размышляла о том, как советское наследие оказывается встроенным в современную моду, как советская мода влияет на современную и что полезного из нее могут взять молодые дизайнеры. 

name

Юлия Папушина

Кандидат социологических наук, доцент департамента менеджмента  НИУ ВШЭ в Перми 

Ничто не ново под луной — в очередной раз убедилась в этом, пока писала книгу «Мода в стране дефицита: культура одежды, массовый пошив и ателье в позднем СССР». И все же не перестаю поражаться, как меняются социальные смыслы одних и тех же практик создания одежды и какие последствия это имеет для производителей. Советская мода в период своего расцвета обращалась к техникам и приемам, которые сегодня являются частью ДНК многих дизайнерских брендов: ручная работа, ресайклинг, обращение к региональной специфике и местным ремеслам. Давайте рассмотрим несколько примеров.  

Елена Оборина. Эскиз мужских моделей. Слева — модель по мотивам православной храмовой скульптуры из коллекции Пермской государственной художественной галереи, справа — модель по коми-пермяцким мотивам. Из личного архива Е. П. Обориной

Советских модельеров часто ставили перед задачей переработки залежалых, не пользующихся спросом тканей или производственных излишков. Пермский модельер-трикотажник Галина Тихонович в интервью для книги вспоминала, как в начале 1970-х придумывала способы переработать полосатые шарфы, которых произвели слишком много. Сам по себе выбор тканей для моделирования был узкий из-за того, что текстильная промышленность не могла обеспечить достаточного количества и разнообразия тканей. Модельерам приходилось «изгаляться», чтобы заставить ткань «играть». Например, от скромной ткани в тонкую полоску, которая не была рассчитана на то, чтобы сшить из нее платье, другой пермский модельер Елена Оборина добивалась нужного эффекта с помощью диагонального кроя. Это было в конце 1960-х.

Манекенщицы Алла Езова (слева) и Нина Глушакова демонстрируют платья из тканей Чайковского комбината. Модельер И. Сергеева. Каталог одежды Пермского дома моделей. Пермь, 1980. Архив города Перми.

Сегодня советские ситцевые ткани являются источником вдохновения для Альфии Айситулиной и её бренда kookaburra.  Переосмысление ситца и парашютного шелка также — важный элемент ДНК бренда MUR Ани Дружининой. Эстонский дизайнер Марит Илисон превратила советские верблюжьи одеяла, выпущенные в 1970-1980-х, в модные пальто. Современная одежда из найденных на Авито, блошиных рынках и у коллекционеров советских тканей, стоит недешево и способна многое рассказать о носителе тем, кто разбирается в тканях.  

Подиумная манекенщица ПДМО Нина Глушакова. Конец 1970-х — начало 1980-х. ПермГАСПИ. Архив Анатолия Зернина

Сейчас эксперты постоянно говорят о национальных культурных кодах в моде, но и это было известно советским модельерам. Моделирование по народным мотивам стало одним из идеологических столпов советской моды. Модельеры нередко обращались как к крою традиционных костюмов, так и к традиционным мотивам в отделке и вышивке. Уже упоминавшаяся модельер Елена Оборина создала коллекцию по коми-пермяцким мотивам, в которой она использовала как элементы кроя, так и отделку, характерную для традиционных мужских и женских коми-пермяцких костюмов. В 1980-х модельер Общесоюзного Дома моделей (ОДМО) Лина Телегина создала коллекцию вечерних платьев по мотивам вятской игрушки. Не только традиционное, но и революционное наследие получало осмысление в работах советских модельеров: та же Лина Телегина создавала платья с советской символикой и головные уборы, отсылающие к буденовкам, а модельер ОДМО Галина Чернопятова к 50-летнему юбилею Октябрьской революции разработала пальто с отсылками к красноармейской шинели.

Также по теме: Терапия одеждой

При этом нельзя сказать, чтобы модели по народным мотивам в свое время пользовались большим интересом со стороны модников. Почему это происходило – тема отдельного исследования. Гораздо лучше дело шло, если модная новинка на основе российских культурных кодов получала сначала одобрение за рубежом. Историю о том, как популярность женских сапог началась с одного показа советских моделей в Париже в конце 1950-х, описывает в своих мемуарах Ирэн Андреева, главный искусствовед ОДМО. 

Советская мода была организована совсем не так, как мода современная, но это не значит, что все ее наследие нужно забыть. Идеи и разработки, которые в свое время не получили достаточного развития из-за дефицита или идеологии, могут оказаться неожиданно созвучны современности. Исследования и осмысление советского наследия в моде, особенно созданного в республиканских и областных домах моделей, может быть не только историческим, но и вполне практичным.

***

Презентация книги Юлии Папушиной в Москве состоится 19 февраля в лектории Музея Гараж по адресу Москва, Крымский вал, дом 9, стр.32 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции