Критическое осмысление социальных медиа, писательская «дуэль» с Агатой Кристи и Артуром Конан Дойлом, острый семейный конфликт времен Екатерины II, перезагрузка «анатомии архитектуры» — сюжеты одновременно интеллектуальные и интригующие, полезные и увлекательные. Идеальный вариант для майских праздников. IQ Media предлагает подборку книг Издательского дома ВШЭ, которые можно почитать в дороге, на даче и дома, отдыхая от привычных дел.
Содержание:
Британский теоретик медиа Кристиан Фукс, автор книги «Основы критики социальных медиа» (переводчик и научный редактор — медиаисследователь Илья Кирия), идет против течения, полемизирует с мейнстримом — очарованностью технологиями. Фукс без прикрас, четко и методично анализирует феномены цифровой коммуникации.
Пособие, изданное в серии «Переводные учебники ВШЭ», предлагает читателю поразмыслить над двойственностью изменений, связанных с цифровыми медиатехнологиями.
Зачастую цифровые платформы, социальные медиа, большие данные, разнообразные онлайн-инструменты и интернет вещей получают однозначно позитивную оценку. Ведь здесь вам и культура участия, и гибкое взаимодействие, и виртуальная совместная работа, и творчество (тут «цифровые евангелисты», к которым нередко причисляют теоретика медиа Генри Дженкинса, социолога Мануэля Кастельса и других, сделали бы ряд дополнений). Но книга Фукса предлагает другой, более скептический подход к цифровым феноменам.
Так, автор побуждает задуматься над рядом неравенств, сопровождающих цифровую коммуникацию. Они интуитивно понятны. Скажем, политики, лидеры общественного мнения, селебрити заведомо лучше слышны в соцсетях, чем простые люди. Есть неравенство между владельцами и работниками платформ, которыми являются не только наемные программисты, но и пользователи, создающие контент. Пользователи технологий в богатых и бедных странах — тоже в неравном положении.
Многие элементы социальных медиа Фукс анализирует как «идеологическую базу для новых способов накопления капитала», отмечает Илья Кирия. В нарративе фигурируют «классические марксистские элементы: фетишизм, отчуждение, накопление капитала, эксплуатация, классовые отношения».
Эту критику цифровых медиатехнологий можно воспринимать по-разному, но в ней есть своя логика. И она позволяет более многомерно воспринимать масштабные изменения. Для учебника такой подход — бесспорное достоинство. Как и «наводящие» вопросы в каждой главе, по которым можно строить занятия.
«Что бы ни было отправной точкой вашего детектива <…>, помните, что за каждым преступлением и за каждым расследованием стоит человек, и он должен быть правдоподобен и интересен <…>. Вспомните гениального и жестокого профессора Мориарти, проницательную любительницу слухов мисс Марпл <…>». Это цитата из книги «Горшочек, вари: рецепты писательской кухни» (серия «Фабрика слов»). Замечательная «поваренная» книга для гурманов нарратива (составитель Александра Новикова; под редакцией Майи Кучерской, Марины Степновой, Дениса Банникова, Яны Москаленко) вышла уже во втором издании. Кажется, что никогда еще литературное мастерство не преподавалось так бойко и артистично. Напомним — вас научат, как
Но вот рукопись готова. Вопрос, «куда ж нам плыть»? Как создавать писательский бренд? Как литератору избежать «ста лет одиночества» и найти «своих»? Ответы на все эти вопросы — изобретательные и остроумные — даны в книге. «Выберите то, что хотите приготовить именно вы!» — советует составитель книги. Мы же добавим: хороши любые жанры, кроме постного!
Любопытные архивные документы легли в основу книги «Семейная драма XVIII столетия. Дело Александры Воейковой» (составитель и научный редактор — историк Александр Каменский, монография вышла в серии «Новые источники по истории России»). Основу дела составили два прошения на имя Екатерины II от жены отставного капитана Александры Игнатьевны Воейковой (матери Александра Воейкова, поэта, переводчика, друга Василия Жуковского). Просительница изложила историю своей семейной жизни, конфликта с мужем и тщетных попыток урегулировать его. Принадлежность Воейковых к аристократическим кругам России, как и вовлеченность в их семейные неурядицы высших должностных лиц империи, делает эти документы ценным источником сведений «о нравах, характере взаимоотношений, механизмах принятия решений и представлениях о правосудии, характерных для этой среды», отмечает составитель книги.
История Воейковых — благодатный материал для кинофильма или театральной пьесы. Что и обыгрывается в этой истории, обозначенной как «Драма с прелюдией, завязкой, развязкой и финалом».
История семейной четы началась со скандала: Федор Воейков обвенчался с Александрой Поливановой без благословения своего отца (поэтому Воейков-старший требовал расторжения брака). Она быстро обросла криминальными подробностями (жених, оказывается, находился под следствием) и не обещала снижения накала страстей. За свои поступки Федор был разжалован в солдаты, но потом вновь получил офицерский чин. Выйдя в отставку, он продолжал вести бурный образ жизни. По словам жены, кутил, изменял ей, но она все это терпела. Однако новые амурные похождения супруга оказались совсем уж невыносимыми. Александра Воейкова заподозрила мужа и его любовницу в заговоре на свою жизнь.
Ознакомилась ли Екатерина II с многословными, красноречивыми прошениями? Неизвестно. Но точка в деле была поставлена быстро. Обвинения Александры Воейковой в адрес мужа были признаны безосновательными, сама она, по сути, была сослана. Вернулась из ссылки уже при Павле I. Дальше ее судьба складывалась, как в романе. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Героиня повторно вышла замуж и даже породнилась с царской семьей. Не раскрывая деталей, просто посоветуем: ознакомьтесь с этой поучительной историей.
Книга искусствоведа Сергея Кавтарадзе «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле», вышедшая десять лет назад, многократно переиздавалась. Ее знают все, кто интересуется этой темой и согласен с автором в ключевой мысли: «Зодчество властно и над чувствами, и над мыслями».
Новая монография — «реинкарнация» книги, ставшей классической. За десять лет автор пересмотрел ряд положений и идей. Так появилась «Анатомия архитектуры», позиционируемая как новое издание.
«Героиня» монографии — архитектура — обладает колоссальным потенциалом. По словам автора, она «может незаметно отдавать команды, эффективно управляя поведением человека, заставляя его двигаться не только в определенных направлениях, но и в определенном ритме, в желательном темпе и даже в нужной манере». Но это лишь часть волшебства зодчества. Другие ее возможности подробно описаны в книге.
Монография насыщена «обновленным широким зрительным рядом» (без малого 400 иллюстраций) и, по сути, заиграла новыми красками. Ведь визуальная составляющая во многом и позволяет судить об анатомии архитектуры.
«Есть особенная общность людей <…> — настоящих ценителей архитектуры, — пишет Сергей Кавтарадзе. — И, наверное, еще больше тех, кто хотел бы научиться ее понимать и получать от этого удовольствие, то есть чувствующих скрытую в ней творческую силу». Распознать и раскрыть эту силу и призвана «Анатомия архитектуры».
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!